Спрос на электромобили с пробегом в России вырос на 132 процента по итогам второго квартала 2020 года. Только за апрель—июнь российские автовладельцы разместили в 2 раза больше объявлений о продаже подержанных электромобилей, чем годом ранее. А средняя стоимость электромобилей упала в годовом выражении на 3,9%, до 1 015 100 рублей. Одной из причин всплеска интереса к электромобилям могла стать отмена таможенных пошлин на их ввоз в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — это произошло с 4 мая 2020 года. В ЕАЭС рассчитывают, что отмена импортной пошлины «будет способствовать формированию в странах рынка электромобилей, развитию их производства и зарядной инфраструктуры». Подобное «обнуление» уже происходило в 2014 и 2016 годах, но, поскольку льготы распространялись только на юридических лиц, должного эффекта и роста числа электромобилей в стране не произошло.
Несмотря на постепенно растущий интерес к электромобилям, большинство российских автомобилистов не готовы пересаживаться на электромобили. Среди главных причин – их высокая стоимость, а также неразвитость инфраструктуры: для свободной езды на электромобилях не хватает зарядных станций. Об этом свидетельствуют результаты исследования Аналитического центра НАФИ. Россияне осведомлены о существовании электромобилей и автомобилей- гибридов (работающих и на электричестве, и на бензине): три четверти населения (77%) знают или что-то слышали о таких автомобилях. Каждый четвертый (26%) из опрошенных готов купить такой автомобиль, при этом большинство лично не видели такие автомобили на улицах своих городов. Чем крупнее населенный пункт, тем чаще жители встречают электромобили на улицах: в Москве их видели 48% опрошенных, в небольших городах и поселках городского типа – 10-13%. 12% россиян (18% – среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга) говорят о том, что количество гибридных автомобилей и электромобилей на улицах растет. Главные преимущества гибридов и электромобилей, по мнению россиян – экологичность, экономия средств на топливе, комфорт и тихая работа двигателя. Представители молодежи в возрасте от 18-24 лет чаще отмечали, что электромобили – это «модно и современно» . 11% опрошенных отметили низкий транспортный налог. Жители Москвы и Санкт-Петербурга, 13% от количества опрошенных, чаще обращали внимание на бесплатную парковку для владельцев электромобилей. Основная проблема владения электромобилем, по мнению россиян – неприспособленность инфраструктуры: недостаточное число станций для зарядки назвали 59%. Опрошенные отмечали такие недостатки как: высокая стоимость электромобилей — 47%, высокая стоимость технического обслуживания — 25%. Отсутствие сервисов по ремонту электромобилей отметил каждый третий (32%), ненадежность – 15%, несоответствие погодным условиям – 9%.
Ирина Иванкова, директор направления исследований «Туризм и транспорт», Аналитический центр НАФИ считает, что несмотря на меры, предпринимаемые государством по стимулированию спроса на электромобили, данный вид транспорта в России не станет массовым: «Россия – страна, обладающая огромными территориями, разворачивание сети электрозаправок на которой потребует длительного времени и вложения больших средств. Поскольку заряд электромобиля требует несколько часов (бензином автомобиль заправляют в течение минуты), под электромобили придется оборудовать на порядок больше колонок, чем используется сейчас. Увеличение доли экологичного транспорта в стране за счет увеличения доли электромобилей, в первую очередь, целесообразно проводить путем использования электромобилей в такси и каршеринговых сервисах. Данный транспорт практически не используется для поездок между субъектами, его бизнес-модель в первую очередь рассчитана на короткие поездки внутри города, поэтому потребует намного меньшую сеть станций зарядок, чем личные автомобили и автомобили, используемые для перевозки грузов». Отметим, что 3 августа 2020 года были названы сроки запуска производства первых электромобилей в России. Серийный выпуск первого российского электромобиля «Zetta» должен начаться в конце этого года — об этом рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров. «До конца года должны завершиться все сертификационные процедуры. А в финале 2020-го уже можно будет стартовать с серийным продуктом. В перспективе рассматривается и экспорт данных машин», уточняет глава ведомства. По словам министра, в конце августа экспертный совет Фонда развития промышленности рассмотрит вопрос о дополнительных инвестициях в проект в размере 100 миллионов рублей. Первый российский электромобиль — «Zetta» — будет серийно выпускаться в Тольятти. Это компактная трехдверная машина с электроприводом. Предусмотрено несколько комплектаций, от которых будет зависеть расстояние, которое Zetta сможет проехать без подзарядки — от 200 до 560 километров. Максимальный объем планового производства — 15 тысяч электромобилей в год.
Ссылка на публикацию: http://rosacademtrans.ru/sprosnaelectromobily/