сегодня трудно представить, что когда-то давно. столетия назад, пожарные были вынуждены выполнять свою работу. передвигаясь на конных повозках, с размещенным на них скудным оборудованием того времени.
В моем детстве самой распространенной пожарной машиной, пожалуй была автоцистерна на базе ЗИЛ-130. Сейчас такие кое где еще остались. Но в большинстве своем, их заменили более новые автомашины как отечественного, так и зарубежного производства.
Но когда же в нашей стране появились свои собственные пожарные машины? Не зарубежные, а именно свои, произведенные здесь? Может быть в 50-е годы? или в 40-е7 Нет. Все произошло несколько раньше.
В августе 1902 года, в России прошли масштабные военные учения. Знаменательны они были тем, что военное ведомство впервые применило новый способ доставки и переброски военных грузов.
Теперь их перевозили не на тележках, а на самых настоящих автомобилях.
8 из 10 принимавших участие в маневрах авто, были произведены фирмой Фрезе, основанной талантливейшим русским изобретателем Петром Александровичем Фрезе, родственником Кулибина, кстати.
По завершению маневров, в которых были представлены как грузовые, так и легковые автомобили фирмы Фрезе, военное ведомство заказало лишь легковые. Грузовики по мнению представителей ведомства, не соответствовали требованиям военной службы.
Но тем не менее, на грузовые автомобили Фрезе обратило внимание другое ведомство.
4 декабря 1903 года, фирма Фрезе официально передала Главпочтампу партию из 14 почтовых фургонов. Почта официально вступила в 20 век.
Но счастье было не долгим. Уже в марте 1904 года, в гараже где стояли автомобили, произошел пожар. И все фургоны сгорели.
Этот случай так опечалил Фрезе, что он взялся за проектировку первой пожарной машины.
Уже 10 июня 1904 года, Александро-Невской пожарной части Санкт-Петербурга, была передана первая российская пожарная машина. Несмотря на одноцилиндровый двигатель, что сейчас кажется смешным, характеристики у нее для своего времени были весьма впечатляюще.
Машина могла перевозить 10 огнеборцев с оборудованием. имела стендер для пожарного рукава и две пожарные лестницы.
В первый же день, пожарный автомобиль Фрезе принял участие в тушении пожара, прибыв на место возгорания намного быстрее конных экипажей.
Машина имела цепной задний привод, развивала скорость в среднем 15 км/час и даже имела аптечку для оказания медицинской помощи.
Конечно по современным меркам это ничто. Но для того времени...