Вам известно зачем поезду нужен руль? Один мой знакомый машинист электровоза, выложив в социальную сеть фотографию кабины своего локомотива "с рулем", поднял в комментариях целое обсуждение относительно этого агрегата.
Многие спрашивали у него, для чего этот руль служит и зачем он нужен в поезде. Действительно, ведь он же по рельсам едет. Где там рулить? Может быть этим "рулем" на стрелках съезжают?
Ну конечно же нет. Рулить там и в самом деле негде. Однако во многих поездах, можно увидеть в кабине некое колесо, напоминающая то ли руль, то ли штурвал корабля. В зависимости от того, что это за поезд, и для чего сей штурвал служит.
Самые внимательные из нас, еще в далекие годы, когда в метрополитене ходили старые поезда с кабиной управления в каждом вагоне, которую можно было разглядеть из салона, с любопытством смотрели на это странное колесо, порой задумываясь о его назначении.
На самом деле никакой загадки здесь нет. Это тормоз. Покрутишь по часовой стрелке, вагон начнет тормозить, покрутишь в обратную, тормоза опустятся. Конечно в нормальной, штатной ситуации, никто им не тормозит, хотя в случае одновременного отказа электрических и пневматических тормозов, кроме этого "руля" наверное ничего другого чтобы остановить поезд не останется. Это всего лишь стояночный тормоз. Ручник, как в автомобиле.
В отличии от пневматических тормозов, он прижимает тормозные колодки не за счет давления воздуха, а за счет механического усилия при повороте колеса. Ведь ночью на полностью отключенном поезде, откуда в магистралях воздуху взяться?
В новых поездах метрополитена такого штурвала нет. Так что увидеть нечто подобное, можно было лишь на старых.
Но есть "руль" не только в подземных поездах. Мы же изначально начали рассказ с истории машиниста электровоза. В некоторых поездах катающихся на наземной железной дороге, тоже есть некое подобие руля. При чем там оно на обычный автомобильный руль похоже еще больше чем в метро. Даже расположен не где-то сбоку, а прямо перед носом машиниста. Сиди, да рули.
И выполняет он совсем другую функцию. Не ручного тормоза, как в метро.
Это контроллер машиниста. Он регулирует разгон/торможение состава. У него есть несколько положений и чем выше оно, тем больше мощности выдает двигатель, или тем активнее работают электрические тормоза. В зависимости от того, какой включен режим, разгон, или торможение.
Так что никакой это тоже не "руль", ведь поезд едет по рельсам, и рулить там незачем.