Найти тему
Хакнем Израиль

Можно ли приказать любить? — Как это в еврейской концепции понятия любви.

Вопрос от читателя к статье: «А может, исполнив заповедь Любви, исполните и остальные ?!!»

Что спрашивает читатель? -

Тора обязывает евреев 613 заповедей, включая заповеди о Любви. Читатель считает что заповедь любви самая важная и поэтому её исполнение включает исполнение всех остальных 613 заповедей. Поэтому достаточна только одна заповедь Любви.

В заповедях Торы о любви приведены три заповеди:

Не причинять напрасную боль животному. (Забота о животном в некотором смысле тоже проявление любви)
«Возлюби ближнего своего»
«Возлюби Г-спода Б-га твоего»

Если про животных можно как-то понять(зачем издеваться над животными?), то уже про «ближних» не совсем понятно. Разве кто-то может любить каждого ближнего? Кого-то я люблю, а кого-то нет. Ведь это природа человека и любовь она в эмоциях. Как я могу заставить себя кого-то любить, если я его по жизни не люблю? Сердцу не прикажешь!

Насчёт любви к Б-гу вообще непонятно! Б-га я не вижу, и наяву с ним нигде и никогда не сталкиваюсь. Как можно любить того кого ты даже никогда не видел?

Ответ от еврейских мудрецов:

Известно, если человек заботится о чём либо или о ком либо, то предмет его заботы становится ему дорог. Ведь он вложил в него свои силы — дом который построил, животное о котором заботится, человек которому помогает. Именно таким образом у него возникает любовь к своему дому, животному и ближнему.

Тора объясняет этот механизм возникновения любви следующим образом: Человек по сути существо эгоистичное. Таким он рождается. То есть каждый любит самого себя. Когда он заботится о ком либо другом, то вкладывает в него частицу своего «Я». Но поскольку человек эгоист по природе и обязательно любит своё «Я», так он также любит ту частице своего «Я», которую вложил в другого. Таким образом его «Я» как бы расширяется и включает в себя того о ком он заботится. Так появляется любовь к ближнему.

613 заповедей, которые Тора требует от человека, разделяются на две группы — между человеком и человеком и между человеком и Б-гом. Выполнение любой заповеди направлено против личного эгоизма человека и требует от него дать что-то от себя — приложить усилия и пожертвовать своими желаниями, интересами, имуществом. А это, как мы поняли выше, означает передать частицу своего «Я». Что приводит к любви на эмоциональном уровне также.

Точно также, выполняя заповеди между человеком и Б-гом, он жертвует своими личными интересами ради Вс-вышнего, как бы отдаёт Ему частицу самого себя. Это также порождает любовь к Б-гу на эмоциональном уровне.

Таким образом соблюдение заповедей Торы между человеком и человеком приводит к любви к ближнему. Выполнение заповедей между человеком и Б-гом приводит к любви к Б-гу.

Так что только соблюдение заповедей может привести (развить) у человека ощущение любви к человеку и к Б-гу. Невозможно требовать от человека положительных эмоций. И вообще никаких эмоций. Невозможно также требовать чтобы у него не было отрицательных эмоций также. Они либо есть либо нет. Так как установлено в его природе от рождения.

Любовь как эмоция также либо она есть либо нет. Но соблюдение заповедей требовать можно. Идея в том, что если человек будет выполнять заповеди к ближнему, то со временем к нему придёт эмоция любви также. И если будет выполнять заповеди между человеком и Б-гом, то у него зародится также эмоция любви к Вс-вышнему.

Так что всё прямо наоборот. Не любовь приводит к исполнению всех заповедей, а исполнение 613 заповедей приводит к исполнению заповеди "Возлюби".