Найти тему
Андрей Фёдоров

История спортивного родстера из СССР. ЗИС 101А Спорт.

ЗИС 101А Спорт. Фото взято из интернета.
ЗИС 101А Спорт. Фото взято из интернета.

В 1938 году, московский автомобильный завод имени Сталина, выпускал в основном лимузины "ЗИС-101". Качество автомобилей, часто вызывало вопросы у высшего руководства СССР, что нередко приводило к репрессиям по отношению к заводчанам.

Лимузин ЗИС 101. Фото взято из интернета.
Лимузин ЗИС 101. Фото взято из интернета.

В такой обстановке, разработка роскошного родстера было делом рискованным и даже опасным. Однако, молодой заводской коллектив это не остановило. Руководитель Конструкторского Бюро ЗИС Владимир Кременецкий и его коллеги Николай Пульманов и Анатолий Пухалин, по своей инициативе взялись за дело.

ЗИС "Спорт". Рисунок А. Захарова. Изображение взято из интернета.
ЗИС "Спорт". Рисунок А. Захарова. Изображение взято из интернета.

За основу взяли платформу ЗИС 101. Основательно доработали. Обе подвески оснастили стабилизаторами поперечной устойчивости. Задний мост получил гипоидную передачу. Мотор ЗИС 101 форсировали. Путём увеличения степени сжатия, изменения фаз газораспределения, применению лекгосплавных материалов и использованию иных комплектующих, его мощность была увеличена с 90 до 140 л/с. Изменилась коробка переключения скоростей. Добавлены синхронизаторы и "ускоряющая" передача.

Обтекаемым кузовом родстера занимался дизайнер Валентин Ростков.

Заводское начальство не препядствовало созданию спортивного автомобиля, ведь молодые энтузиасты занимались им в свободное от основной работы время. Изготовить и испытать полноценный автомобиль помог случай. По всему СССР составляли списки "подарков Матери-Родине в честь 20-ти летия комсомола". Стараниями заводчан, ЗИС "Спорт", наряду с прочими пунктами попал в этот список.

Масштабная модель ЗИС Спорт. Фото автора.
Масштабная модель ЗИС Спорт. Фото автора.

11 декабря 1938 года, руководством ЗИС, издаётся указ, где было расписано, кто и что должен был изготовить для спортивного автомобиля.

Удивительно, но несмотря на сложное время для нашей страны, единственный экземпляр спортивного ЗИС увидел свет.

Масштабная модель ЗИС Спорт. Фото автора.
Масштабная модель ЗИС Спорт. Фото автора.

Позже, коллективом создателей была осуществлена доводка и "обкатка" автомобиля. В 1940 году, на 43-м километре Минского шоссе, ЗИС Спорт достиг внушительных 162,4 км/ч максимальной скорости.

После смены руководства завода, "спортсмен" оказался не у дел. Единственный экземпляр ЗИС 101А "Спорт" был утерян. Скорее всего, безвозвратно.

С уважением, А.С. Фёдоров. Текст автора.

Авто
5,66 млн интересуются