Моя история не о том, как переживают развод взрослые люди - ОН и ОНА. Это про то, что ощущала в этот момент девочка-подросток, которая стала свидетельницей тяжёлого расставания своих родителей.
Такое произошло в моей жизни, когда мне было 13 лет. Конечно, это случилось не в один миг, ссоры и скандалы назревали у родителей постоянно. Причём моя робкая, неконфликтная мама изо всех сил старалась создать атмосферу тепла и уюта в семье.
А все оказалось весьма банально, у отца появилась другая. Но об этом я узнала гораздо позже, впрочем, как и мама. Не зря же говорят, что жёны и мужья узнают о "третьем лишнем" самыми последними. Увы, это правда жизни.
Но в тот момент я не понимала поведение отца и безумно жалела маму. А его выходки надолго врезались в мою память. Чего только стоит его вечерний "поход", чтобы вынести мусор.
В домашнем трико и сланцах мой отец вышел на улицу и...бесследно пропал.
Моя почти святая мама не могла ни есть, ни пить. Она была уверена, что с отцом случилось что-то ужасное и начала обзванивать все больницы, морги, всех его друзей, закончив походом в отделение милиции, где с дрожащим голосом сообщила, что пропал человек.
Так прошло 2 дня...Я просто не знала, как успокоить свою маму. Её несметная паника, бесконечные звонки и метания в разные стороны сделали своё дело. Передо мной на кухне сидела осунувшаяся, поседевшая женщина с потухшим взглядом и невероятной бледностью, уставшая и неподвижная.
Я не знала откуда ждать новостей и мне казалось, что лучше бы их и не было, ведь, скорее всего, они не будут уже хорошими,
НО
на следующий день в дверь позвонили. На пороге стоял ОТЕЦ.
Свои чувства в тот момент я даже не могу описать. Первая мысль, которая мгновенно у меня возникла - это привидение.
Отец молча зашёл в квартиру и, пряча глаза, проскользнул в комнату.
Мама в оцепенении сидела ещё минут 10, после чего пошла за ним следом. Что за разговор состоялся у них в комнате, тогда я не знала. Я боялась пошевелиться и тихо сидела, сжавшись в комок.
Я слышала их голоса, громкость которых всё нарастала, но что именно они говорили, я не могла расслышать.
Мне ничего не объяснили тогда, но с этого момента атмосфера в нашей семье кардинально изменилась.
Отец приходил поздно и часто пьяным. Я стала бояться таких возвращений. Пьяным он был очень агрессивным. Однажды, придя домой в полночь, он закричал, что мама готовит одно и тоже, и вся эта еда ему порядком надоело.
Разозлившись, он схватил все кастрюли и сковородки и выбросил их с балкона. Рядом строился новый дом. Из земли пока торчали забитые сваи, и я отчётливо слышала, как вся кухонная утварь с шумом ударяется о торчащие бетонные возвышения. Напоследок разбив светильник, висевший на стене, хлопнув дверью, он ушёл.
Меня била мелкая дрожь. Маму, похоже, тоже. Мне казалось я слышу стук её бешено колотящегося сердца. Она легла рядом и молча стала гладить меня по голове.
-Мамочка, давай уйдём от него, - впервые вымолвила я. Мама поцеловала меня в макушку и уткнулась лицом в подушку.
Всю ночь я не могла уснуть и рано утром, взяв с собой свою собаку, вышла на улицу с большой сумкой. Пробравшись на стройку, где стояли сваи, я обнаружила все наши сковородки и кастрюли. Почти все они были помяты и покалечены. Готовить из многих просто уже было невозможно, но я заботливо собрала их всех и принесла домой.
На пороге стояла невыспавшаяся мама и, увидев мою "добычу" снова расплакалась.
Я долго размышляла, почему же отец так издевается над нами. И только став взрослой, поняла, что сам он не мог уйти. Ему не хватало ни сил, ни воли, ни духа честно сказать матери о той другой и просто уйти. Он старался стать для неё мерзким, гадким, тираном, от которого бы она ушла сама. Ему казалось, что так ей будет проще...или так было проще ему?!
Пределом маминого терпения стала одна встреча. Отец был на смене (он военнослужащий). Домой его ждали только через три дня.
Мы с мамой отправились в магазин и тут...ОНА ЗАМЕТИЛА МАШИНУ ОТЦА.
В машине на переднем сиденье сидела барышня, а из магазина с сумками полными продуктов выходил отец.
Но ведь папа на работе, - мелькнуло в моей голове.
И тут моя мама быстрым шагом направилась к машине. Я не успела ничего понять, как открыв переднюю дверцу, она промолвила женщине:
-Выходи!
Отец белый, как простыня, буквально подлетел к маме со словами:
-Я тебе всё объясню.
Но мама продолжала выгонять из машины гостью. Та, с пренебрежитеьным видом поглядывала на маму и двигаться не собиралась.
Через секунду моя мать схватила незнакомку за волосы и просто выкинула из машины.
Отец не знал, что делать. Он хватал маму за руки и пытался успокоить. Но мама была в этот момент, словно кремень. Она села в машину, приказала сесть и мне, а отцу сказала:
-Садись, поехали!
Гостья быстро ретировалась, а мы куда-то поехали. Мама указывала направление, но куда мы едем, никто, кроме неё не понимал.
Подъехав к кучке зданий, она сказала отцу:
-Бери свой паспорт, пойдём подавать на развод.
Такой паники и смятения в глазах отца я никогда в жизни не видела. Он уговаривал, умолял, просил, вставал на колени, но мама была непреклонна.
Последнее, что я услышала, перед тем, как они ушли, слова отца:
-Пожалуйста, остановись. Дай мне перебеситься. Всё это закончиться, и у нас опять всё будет хорошо.
Но изменить в тот момент было ничего нельзя. Отец с поникшей головой забрал свои вещи, а мама сидела посреди комнаты с фотоальбомами и на мелкие кусочки рвала каждую их совместную фотографию.
Она не знала, что я стою за стеной и слышу её. Каждое её рыдание и всхлип отпечатывались в моём сердце непередаваемой тоской.
Мне хотелось выть.
В этот момент передо мной на полу сидела не моя мама, а маленькая девочка, которую хотелось обнять, пожалеть и развеселить, оградить навсегда от злобного мира и ОТ ОТЦА.
Я подошла к ней сзади и крепко обняла:
-Не плачь, мамочка, вот у видишь, у нас всё обязательно будет хорошо!
P.S. Обида на отца долгие годы жила в моём сердце. Он, вероятно, чувстовал вину по отношению ко мне и поэтому не мог и не знал, как со мной общаться. А я не могла простить его за маму и не могла его видеть.
Встретились мы спустя много лет, когда у меня уже была своя семья, а у него дети от нового брака. Я так долго смотрела на него. Передо мной стоял абсолютно чужой мне человек, на которого я долгое время таила обиды. Он был уже в возрасте, похудел, смотрел на меня глазами, так напоминающими мою бабушку (его маму, которую я безумно любила).
Он не знал о чём говорить со мной, выискивал какие-то нелепые фразы, переступал с ноги на ногу иявно чувствовал себя не в своей тарелке.
- Дочь, ну как ты? -наконец спросил он.
- У меня всё хорошо, пап, и у мамы тоже, - предупредила я его следующий вопрос, - надеюсь у тебя тоже. Прости, мне пора бежать.
Мне нечего было больше сказать человеку, смотрящему сейчас мне вслед, но я вдруг отчётливо почувствовала, что все обиды на него вмиг прошли.
И в первый раз мне стало так легко дышать. Наверное, это всё благодаря моей бабушке, глаза которой я увидела в глазах отца.