Нарисовать по-настоящему красивую машину с правильными формами и удачными пропорциями по силам не всякому дизайнеру. А создать автомобиль-легенду и вписать свое имя в историю дано единицам. Сегодня расскажу о выпускниках факультетов промышленного дизайна, добившихся наибольшего успеха.
Изгиб Хофмайстера (Вильгельм Хофмайстер)
Этот стилистический элемент, присущий всем современным моделям BMW (за редким исключением), многие считают детищем Вильгельма Хофмайстера, отвечавшего за дизайн баварской марки с 1958 по 1970 годы. Впервые характерный изгиб задних стоек крыши появился на автомобилях из Мюнхена в 1961 году – на купе 3200CS от Bertone.
Поначалу художественный прием нес и функциональную нагрузку: укрепляя стойки, делал их визуально легче и улучшал обзор. А потом стал фишкой BMW. Кстати, первое время в треугольнике, образованном изгибом, баварцы размещали логотип. В 2018-м компания возродила решение на кроссовере Х2.
Любопытно, что подобная форма задних стоек крыши встречалась на автомобилях других марок и до Хофмайстера. Например, на Kaiser Manhattan в 1951 году, а также на Lancia Flaminia Sport от Zagato в 1959-м. Похожий стилистический элемент был и на моделях «Сааба». Только у скандинавов он назывался «хоккейной клюшкой».
«Нос тигра» (Петер Шрайер)
Приплюснутая по центру радиаторная решетка, которую можно встретить на всех современных моделях Kia, предстала на суд публики в 2007 году во Франкфурте на концептуальном спорткаре Kee (на фото). Это была дебютная работа тогда еще нового для южнокорейской компании шеф-дизайнера Петера Шрайера, выходца из Audi.
Разрабатывая с нуля фирменный стиль Kia, выпускник Королевского колледжа искусств в Лондоне ассоциировал переднюю часть автомобиля с мордой животного. Тигр был выбран Шрайером как знакомый каждому образ, а также символ силы и ловкости.
Кстати, название характерной радиаторной решетки в российском офисе компании с некоторых пор переводят как «улыбка тигра». Хотя в оригинале она называется Tiger nose, то есть дословно «нос тигра».
«Динамическая линия» де Сильвы (Вальтер де Сильва)
На счету итальянского гения дизайна, работавшего сначала на Fiat, затем на Alfa Romeo, а потом на Seat, Audi и Volkswagen, множество известных моделей.
Например, угловатые Tipo, Tempo, стремительные 33, 147, 156, 164, 166, спортивные TT, R8, A5, а также «Гольфы», начиная с пятого поколения, Scirocco и Passat CC (это далеко не весь список). Однако, увековечил фамилию маэстро в учебниках по дизайну элемент, придуманный во времена работы с испанской «дочкой» Volkswagen – Seat.
Речь о «динамической линии» де Сильвы. Это выразительная боковая выштамповка на концепт-карах и серийных моделях Seat, волной проходящая от фар головной оптики до задних колесных арок. Она есть у Ibiza, Toledo, Altea и Leon прошлых поколений. Вообще для машин с дизайном от Вальтера де Сильвы характерен минимум декора в экстерьере. Как правило, маэстро формирует образ линиями подштамповок кузовных панелей.
Икс-стиль (Стив Маттин)
За плечами британца, закончившего университет Ковентри, не меньшее портфолио, чем у остальных дизайнеров в нашем списке. За время работы на Mercedes-Benz и Volvo, Стив Маттин стал отцом практически всех моделей с «трехлучевой звездой», вышедших в начале нулевых. От первого А-класса до «Майбаха».
Также он приложил руку к созданию Volvo S40 и V50 в 2007 году. Необычные каплевидные фары на концептах S60 и XC60 с дополнительными секциями у радиаторной решетки – тоже его работа.
Но настоящую революцию маэстро совершил, когда в 2011 году стал главным дизайнером АвтоВАЗа. Получив карт-бланш от руководства, Маттин с нуля разработал новый фирменный икс-стиль Lada. По словам дизайнера, литера Х в виде выштамповок на боках «Иксрея» и «Весты», а также на «лице» всех остальных моделей из Тольятти, кроме (пока что) «Ларгуса» и обеих «Нив», — это символ экстрима, свойственных для России резких контрастов и простых форм. Именно это достижение мы отнесли к главным заслугам Маттина на поприще автомобильного дизайна.
Чешский хрусталь (Йозеф Кабань)
Прежде чем надолго связать жизнь с концерном Volkswagen, словацкий дизайнер закончил Братиславскую высшую школу изобразительных искусств и получил степень магистра в Высшей школе искусств в Лондоне. Притом что Кабань успел поучаствовать в создании ряда моделей «Фольксвагена» – от Volkswagen Lupo и Seat Arosa до Bugatti Veyron, больше всего он известен как главный стилист «Шкоды».
Под его руководством был разработан Kodiaq, не добравшаяся до России последняя Fabia, третья Octavia, включая ее спорный «четырехглазый» рестайлинг. А еще нынешний Superb и несколько концептов. Главной дизайнерской фишкой Кабаня в работе над этими машинами стала обыгранная в ребрах и гранях кузова, а также в сложносочиненной форме оптики, тема хрусталя – визитной карточки Чехии, родины «Шкоды».
«Душа движения» (Икуо Маэда)
Шестидесятиоднолетний Икуо Маэда – потомственный дизайнер. Его отец – Матасабуро Маэда – автор облика самой первой Mazda RX-7. За почти сорокалетнюю карьеру в автоиндустрии Икуо – выпускник Технического и текстильного университета Киото – успел поработать не только на «Мазду» у себя на родине и в Штатах, но также на Ford в Детройте.
Художник известен как отец спортивной RX-8 и ситикара Mazda2 второго поколения. Однако, не эти машины – главная заслуга Маэды в автомобильном дизайне, а создание нового фирменного стиля марки – Kodo. Дословно с японского слово переводится как «душа движения».
К работе над проектом Маэда приступил, заняв кресло главного дизайнера Mazda в 2009 году. Плодом многомесячных трудов, спустя год представившим новую философию бренда на специальном мероприятии в Милане, стал концептуальный седан Shinari. Скульптурные формы большой и низкой четырехдверки, смещенный назад салон, а также игру света на сложных поверхностях кузова мы наблюдаем во всех современных моделях «Мазды».
Противоречивость (Кен Гринли)
Вписать свое имя в историю можно не только выдающимися поступками и созданием настоящих шедевров, но и сомнительными деяниями. Такими, как, например, разработка весьма спорного дизайна ранних моделей корейского бренда SsangYong.
Автором неоднозначной внешности внедорожника Musso, сменившего его Kyron и вэна Rodius, за глаза прозванного «Уродиусом», является британский дизайнер Кен Гринли. Он выпускник того же Королевского колледжа искусств в Лондоне, какой закончил Йозеф Кабань.