18 декабря 2020 года Skoda Auto отметит свое 125-летие. Справедливости ради нужно отметить, что «Шкода», как самоназвание производственного предприятия и торговой марки старше на 25 лет, а вот первый автомобиль был выпущен в 1905-ом, да и то, совсем под другим названием. Запутались? Тогда по порядку:
История чешского автостроителя
В 1895 году торговец книгами из Млада-Болеслава Вацлав Клемент получил очередную отписку от представителей немецкого производителя велосипедов на свою жалобу по поводу качества купленного экземпляра. Причем характер ответа задевал чувства книготорговца не только как потребителя, но и как чеха. Позвав на помощь товарища-механика Вацлава Лаурина, Клемент организовал собственное производство велосипедов.
Всего за 4 года предприятие Laurin & Klement превратилось из маленького кустарного цеха в полноценный завод и «доросло» до выпуска мотоциклов. Еще 6 лет потребовалось на разработку и постановку в производство первого собственного автомобиля – Voiturette A. А еще через 3 года из-за увеличивающихся масштабов производства и расширения модельного ряда мотоциклы вовсе перестали делать, сосредоточившись на легковых автомобилях разных классов, грузовиках и автомобилях.
Летом 1925 года последовал следующий шаг – объединение с Akciová společnost, dříve Škodovy závody v Plzni и появление Skoda Auto, как новой марки легковой и коммерческой техники.
Взлеты и падения
История «Шкода Авто» не была простой. В борьбе за внутренний и европейский рынок инженерам постоянно приходилось искать оригинальные решения. Например, в 1930 годах автомобили марки получили вильчато-хребтовую раму с основой-каналом для карданного вала и независимую подвеску. Решение стало удачным, и Skoda 420 Standard вместе с последовавшими за ней первыми поколениями Superb, Rapid и Favorit вывели марку в лидеры восточноевропейского рынка.
Затем была Вторая Мировая, выпуск военной техники для Германии и почти полное уничтожение производственных мощностей компании союзниками СССР. Централизованное управление и планирование социалистического периода в первые 10-15 лет после войны позволило восстановить автопроизводство и даже вывести марку на хорошие позиции в Европе. Но затем снова упадок, вплоть до 1990-ых, когда Volkswagen Group начал постепенно выкупать акции компании и к 2000 году стал единоличным владельцем Skoda Auto a.s.
Снова в строю
Уже в 1990 годах «Фольксваген» стал формировать новое общественное мнение о Skoda, превращая марку из представителя бюджетных и непритязательных в того, кем будет можно хвастаться. Новое поколение «Фаворита», заменившая его Felicia, обновленные компакты Fabia и Rapid, среднеразмерних Superb, средний кроссовер Yeti, а главное Octavia, полностью построенная на фольксвагеновской платформе сделали марку узнаваемой и желаемой.
Последнее десятилетие ознаменовалось тем, что «Шкода Авто» перестала выпускать коммерческие грузовики и полностью сосредоточилась на разработке легковых автомобилей. По словам Гернхарда Майера, председателя совета директоров компании, в планах Skoda постановка к 2022-25 году 30 новых моделей, в том числе гибридов и электрокаров. И слова председателя «Шкода» подтверждала делом:
- 2016 год – был представлен первый большой кроссовер Kodiaq
- 2017 год – в продаже появился компакт-кроссовер Karoq, а в Шанхае показали электрическое SUV-купе Vision Eruen
- 2018-й – представили «семейный» хетчбэк с передним приводом Scala
- 2019-й – запустили в серию субкомпакт Kamiq и только мировая пандемия помешала начать полноценное серийное производство городского электрокара Citigo-e iV (пока модель выпускается ограниченными партиями)
А к 125-летию компания приурочила виртуальную презентацию новой, четвертой «Октавии» с гибридным силовиком, возможно, намекая, что от своих планов отказываться не собирается ни при каких условиях.