Ближе к концу мая музыканты обосновались в Чессингтоне, чтобы начать работу над новыми песнями. Так начинается «продажа Англии за фунт…»
Фил Коллинз
«Время работы над «Selling England By the Pound» было очень ярким. Многое мы сочинили в домике в Чессингтоне. Его владельцы — приятная пара. Там еще жили их привлекательные дочки. В гостиной мы установили оборудование, правда, не уверен, что хозяев тогда дома не было».
Тони Бэнкс
"Кажется, во время записи этого альбома [Selling England by the Pound - прим.] мне впервые было плевать о том, что подумают другие, если я сфальшивлю в нотах. Я стал раскованнее перед остальными парнями и это позволило создавать новые идеи, больше импровизировать".
Майк Резерфорд
"Мы писали "о продаже Англии" в Чессингтоне, в большом старом загородном доме доктора. В саду за окном стоял громадный дуб – свисали листья, и каждый раз, когда я его видел, ощущал некий момент признания. Казалось, что это зеркало нашей работы над альбомом.
Наши методы написания песен сформировались во времена "Foxtrot". Вместо написания отдельных фрагментов и последующего их соединения воедино, мы начали больше импровизировать. Проблема с "Selling England" заключалась в том, что импровизации не всегда вспыхивали. Когда ты джемишь весь день, но у тебя ничего не получается, это слегка разочаровывает. Наверное, поэтому я так долго смотрел в окно, на это чертово дерево...
"Джемовать" на сцене и "джемовать" в репетиционной комнате - это разные вещи. Но это у каждого индивидуально. Сейчас, если мы импровизируем на сцене, я чувствую себя весьма спокойно, можем играть некоторые фрагменты до тех пор, пока из них что-то не выйдет.
Мы много импровизировали во время записи следующего альбома "The Lamb", готовы были это делать часами. Причем мы могли сколько угодно фальшивить в нотах, но играть всё, что захотим.
На сцене же мы не могли особо "джемовать". Я это говорю, чтобы возразить тем, кто говорит, что мы были самой жесткой в плане дисциплины группой. На сцене - возможно, но мы просто не были расслаблены для импровизаций. Но, как я уже сказал, на многочисленных репетициях мы импровизировали на протяжении трех или четырех часов в день.
Dancing With Moonlit Knight
"Широкое использование английского фольклора, структурированная мелодия, полная света, тепла, изысканных ритмов, с тонкими интонационными нюансами и волшебно-сказочной лирикой, легли в основу "Танца с лунным рыцарем" ("Dancing With the Moonlit Knight") - одной из самых впечатляющих композиций Genesis. И да, это идеальное вступление к альбому ("Selling England by the Pound", 1973), сфокусированному на следах прошлого, видимых в настоящем. В данном случае композиция в типичном сюрреалистическом ключе рассказывает о мифологическом прошлом Англии, ныне "продающемуся за фунт стерлингов". Песне была уготована судьба стать одной из последних "эпических" композиций группы, прославивших её на весь мир." - из статьи в "Вечерней Москве".
Тони Бэнкс
"Период работы над альбомом "Selling England By the Pound" получился довольно долгим, затянутым. Мы впервые дали себе точный срок, за который должны его записать. Первые дни работы можно назвать волшебными. Казалось, всё складывается хорошо. Потом пошел период, когда, наоборот, было ощущение, что мы топчемся на месте и ничего не происходит.
Мелкими шажками мы заканчивали работу над какими-то фрагментами. Например, работая над предпоследней частью "Dancing With The Moonlit Knight", мы то останавливались, то начинали вновь. И я в какой-то момент подумал: "А стоит ли оно того?" Мы были жутко разочарованы. Помню, у Фила вообще тот период был очень тяжелым".
Майк Резерфорд
"В первые две недели, возможно, мы написали половину из всего того, что потом использовали. А дали мы себе, мне кажется, 3 месяца, что в нашем случае сродни "поцелую смерти", а в итоге все стало каким-то бессрочным".
Тони Бэнкс
«Dancing with the Moonlit Knight" была достаточно трудной и состояла из разных фрагментов. Автор первой части Питер, затем были фрагменты на рояле, всё это мы наслаивали друг на друга. И получилась длинная песня».
Стив Хакетт
"Любимой песни у меня, может, и нет, но «Dancing with the Moonlit Knight» мне очень нравится. В ней полно сюрреализма и мощи. Начало песни написано под влиянием шотландского фольклора, затем идет нечто элегическое, ностальгическое и задумчивое – то, что объединяет множество мелодий Genesis. После чего песня несётся вперед, разрывает все оковы и взлетает, словно ракета, в другую секцию, а там уже прослеживается что-то русское, иногда превращаясь в джаз, который мне очень нравится, в эдакий биг-бэнд с акцентами. Одна и та же идея подается несколько раз, но всегда по-разному. Genesis очень часто делали подобное. Но в этом много всё же европейской музыки. Не совсем рок-н-ролл, который произошел от американской музыки черных. Думаю, здесь я еще пытался изобразить на гитаре Баха. Мне кажется, никто ничего подобного не делал. И здесь он особенно удался".
Dancing with The Moonlit Knight (Session Take 1)
Dancing with The Moonlit Knight (Session Take 2)
Dancing with The Moonlit Knight (Take 1)
Dancing with The Moonlit Knight (Take 2)
I Know What I Like
Тони Бэнкс
"I Know What I Like" появилась, благодаря риффу Стива, который он годами наигрывал. Потом в течение нескольких часов мы импровизировали на его основе, эта импровизация пришлась на лучшие дни создания альбома. По-моему, мы приблизились к нужному варианту, когда я использовал гитарный эффект на органе и электрическом рояле. Электро рояль не попадал в тон органа, но эффект звучал просто удивительно. А Питер ещё воспроизводил разные забавные звуки в микрофон, потом мы выработали мелодическую линию для куплета. Вероятно, тогда мы почувствовали, что эта песня имеет потенциал будущего сингла, хотя у нас тогда были слабые представления о том, какой вообще должен быть сингл. Мы не стремились их делать.
Вышедший сингл «I Know What I Like» нам немного помог и дал группе лучшую характеристику. В целом, наши фанаты с нами остались. Было в этом что-то волнующее. У нас были очень горячие поклонники".
Стив Хакетт
"Тот рифф я играл с Филом, это было ещё во времена работы над "Foxtrot". Остальные парни видели в этом что-то "битловское". А мы просто продолжали его наигрывать и в итоге это превратилось в "I Know What I Like". Мы ещё шутили, что это будет наш хит-сингл. Пит и Фил потом импровизировали с вокалом. Далее мы переходили на гитарное развитие - и в итоге из этого получалось что-то, очень похожее на Битлз с характерным звучанием от Genesis. В общем, это была наша первая попытка попасть в чарты хоть на какое-нибудь место".
Фил Коллинз
"В студии песня «попсовой» не казалась, хотя у неё была длительность, присущая поп-синглам. У нас была ситар-гитара, нечто подобное использовали «Beatles». Стив сыграл главный рифф, который очень хорошо звучал, а я начал играть «битловский» грув. И отсюда всё пошло. Текст Питера появился довольно поздно, будучи под впечатлением от картины Бетти Суонвик («Мечта»), которая стала обложкой альбома. На треке есть мой голос, в дуэте с Питером. Собственно, вот и всё. У Genesis есть первый хит. Top of the Pops, мы идём!
Хотя… нет. Мы отклоняем предложение от еженедельного детища BBC, поскольку нам показалось, что фанаты не простят нашего участия в столь мейнстримовом шоу. По сути, мы это и сами не поддерживаем. У нас свой путь, по той же причине мы не доверяем фестивалям (где всё находится не под нашим контролем, да и аудитория не наша), а также не доверяем телевидению. Наш имидж нас полностью устраивал, а «I Know What I Like» ему не соответствовал. По крайней мере, пока. Во время гастролей Питер одевает заостренную шляпу, немного напоминающую шлем военных во время Англо-бурского сражения, во рту держит соломинку и изображает жужжанием покос газона. Таким образом песня начинается".
Питер Гэбриэл
"Мы всегда избегали сочинять хиты, которые могли звучать достаточно примитивно. И сейчас я думаю, что это было действительно примитивно. Тони наигрывал ту мелодическую линию, и несмотря на то, что я не считал, что она крутая, я знал, что людям она понравится. Куплет хорош. Мне не нравится припев, но тогда я полагал, что он достаточно лёгок. Мы хотели сделать все на высшем уровне, по-другому, избегая клише там, где это возможно. Хотя что-то мы тайно заимствовали от творчества других в разные времена".
Армандо Галло
"Вдохновение для текста к песне "I Know What I Like" Питер взял от творчества художницы Бетти Суонвик, её картины "Dream". После посещения выставки Питер сразу списал героев для песни из каталога, а позднее Бетти согласилась внести некоторые изменения в свою картину, чтобы группа могла использовать её для обложки альбома "Selling England By the Pound".
I Know What I Like (Take 1)
I Know What I Like (take 2)
I Know What I Like - Alternate Version
Firth of Fifth
Тони Бэнкс
"Firth of Fifth" - это пережиток альбома "Foxtrot". Но Филу она не нравилась, у него не получалось её играть. У меня было время перезаписать её, добавить новые фрагменты, затем мы опробовали всё это в студии - и зазвучало великолепно.
Изначально у меня было несколько идей, из которых я хотел сделать 2-3 песни, но Майк сказал: «Давай лучше вложимся в одну». Я соединил три части, а в одной из них начали обыгрывать мелодию, которую Пит наиграл на флейте. Потом на записи мы использовали гитару и меллотрон, чтобы повторить ту мелодию. Это меня научило тому, что мелодия, сыгранная различными способами, может звучать еще лучше. Не стоит ограничиваться одной вариацией.
Касаемо соло… Вообще мне очень хотелось сделать это соло в самом начале. В то время подобные "соляки" не встречали особого одобрения, но мне казалось, что оно будет звучать сильно.
Текст к песне "Firth of fifth", к которому и я имею авторское отношение, является одним из худших".
Армандо Галло, библиограф группы
"Selling England by the Pound" - любимый альбом Стива Хаккета. Он стал играть гораздо лучше. Особенно стоит отметить "Firth of Fifth", это его любимая песня Тони, где он [Стив] играет особенно изумительно.
Стив Хакетт
«То соло прекрасно, не так ли? Красивая мелодия, но не моя (Тони Бэнкс ее сочинил, он же написал текст), а я лишь сыграл некую интерпретацию. Там одна и та же мелодия играется 3 раза с небольшими вариациями. Как в джазе, когда есть основная тема, но вы от нее уходите, импровизируете, потом возвращаетесь. Меня поразило, что, когда я играл ее на электрогитаре, то нашел сходство со всеми другими моими любимыми мелодиями, которые играл раньше. Что-то от Эрика Сати, что-то от King Crimson. Сама песня включает в себя как блюзовые оттенки, так и хоральные, Евангелие. В ней есть что-то от английской церковной музыки, но еще и чего-то восточного, индийского. То есть здесь целое слияние влияний. Впрочем, мы не использовали слово «слияние», заменяли его другим – «прогрессив».
Firth Of Fifth (Instrumental Take 1)
Firth Of Fifth (Instrumental Take 2)
More Fool Me
Армандо Галло
"В альбом вошел небольшой акустический номер в виде "More Fool Me". Фил и Майк её написали на ступеньках Island Records Studios, Фил записал вокал. В следующем туре он также сам её исполнял, для чего ему было отведено немного времени на роль главного вокалиста".
More Fool Me (Studio Demo - Phil Collins)
The Battle of Epping Forest
Тони Бэнкс
"Изначально песня была чуть ли не основной в этом альбоме. Жаль, что она толком не получилась. На репетициях "The Battle" звучала очень хорошо. Но когда мы подошли к окончательному варианту, то поняли, что переборщили".
Майк Резерфорд
«'The Battle of Epping Forrest' - странная песня. В ней есть всё - отличный аккомпанемент, отличная вокальная линия, замечательный текст, но всё вместе - это одна большая "куча всего". Мы нередко ошибались раньше, но в этой песне это всё достигло своего апогея.
The Battle Of Epping Forest (Instrumental take 1)
The Battle Of Epping Forest (Instr.take2)
The Battle Of Epping Forest (Instrumental Take 3)
The Battle Of Epping Forest (Instrumental Take 4)
Фил Коллинз
"В песне "The Battle of Epping Forrest" произносится очень много слов в минуту. Если бы мы сначала работали над текстом или была бы изначально только мелодия, мы бы сказали: "Так, вот здесь сделаем передышку".
А в итоге для записи надо было обладать хорошей дыхалкой, чтобы "дожить" до следующей песни. Питер регулярно задыхался на сцене. При этом во время исполнения он надевал на голову чулок…"
Питер Гэбриэл
"Сама музыка уже была готова, но она не имела ни основной мелодии, ни слов.
Я был увлечен работой над текстом к "The Battle of Epping Forrest", продумывал персонажей, сцены. Мне нравилось их писать, но каждый раз они не ложились на музыку, в итоге работа затягивалась.
Случалось так, что я просто настаивал на том, чтобы самому заниматься текстом, поскольку думал, что делал это лучше других - и это, как мне кажется, было правдой. Беда в том, что я работал невероятно медленно. Нередко, когда они видели текст, то вносили свои правки".
The Battle Of Epping Forest (Session Take 1)
The Battle Of Epping Forest (Session Take 2)
The Battle Of Epping Forest (Session Take 3)
The Battle Of Epping Forest (Session Take 4)
The Battle Of Epping Forest (Session Take 5)
The Battle Of Epping Forest (Instrumental Take 5)
After the Ordeal
Тони Бэнкс
«"After the Ordeal" - песня Стиви, плюс Майк написал некоторые фрагменты в концовку. Единственная вещь, которая пережила миллион изменений. Но саунд в ней оригинальный, хотя, честно сказать, эта песня мне никогда не нравилась. Я очень жестко играю в начале, но это особо ее не красит».
After the Ordeal (instrumental take 1)
After The Ordeal (Different Mix 1)
After The Ordeal (Different Mix 2)
The Cinema Show
Тони Бэнкс
«"The Cinema Show" - это пример долгой сыгранности. Майк, Фил и я сидели вместе в комнате. Майк нашел интересный рифф с размером 7/8, который особо ощущался. Пока он его наигрывал, я в это время перебирал аккорды. Я вообще люблю с ними играться, потому что лучше чувствую гармонии, чем тогда, когда у меня есть только мелодия. В общем, Майк бил нижние 3 или 4 струны, а я бился с характерной ритмикой. Потом привели это всё в порядок и приступили к последней секции песни.
Текст написали я и Майк. Первая часть была по духу близка к поэме Томаса Стернза Элиота "Бесплодная земля". Идея использовать слова "Ромео" и "Джульета" принадлежит Питеру. Но мне она поначалу показалась неудачной, я вообще хотел некую обезличенность, что-то типа "молодой клерк". Но на самом деле, всё хорошо и удачно вписалось. Только Питеру текст не нравился. Считал, что в нем не хватает глубины. Мне кажется, он не прав».
Майк Резерфорд
"The Cinema Show", на мой взгляд, одна из самых сильных наших композиций, ее написали Тони, Фил и я. Также я написал акустическую подкладку, а соло мы сделали все вместе.
The Cinema Show (Fast Instrumental Take)
The Cinema Show (Session Take 1)
The Cinema Show (Take 1)
The Cinema Show (Take 3)
Майк Резерфорд
"Оценивая этот альбом... В музыкальном плане мы поднялись на уровень выше. Причем, в этом альбоме мы действительно впервые играли хорошо. В нем есть очень много достоинств, но и немало недостатков".
Тони Бэнкс
"А я не думаю, что альбом преуспел во многих планах. Но мы пытались более творчески подойти к созданию песен, поставив себе четкие сроки, например, если говорить о "The Cinema Show". Мы просто собрали некоторые акустические фрагменты, и это всё звучало хорошо. Опять же, Фил, Майк и я - мы могли часами импровизировать, накапливать разные фрагменты, а потом приводить их в порядок. Если говорить, например, об альбоме "Foxtrot", то с ним было всё просто. А здесь столкнулись с большим количеством сложностей во время записи. На неё ушло 2-3 месяца
В общем и целом, уменя двойственные чувства по отношению к этому альбому. Сейчас он мне во многом нравится, но в другие мои жизненные времена я не был уверен в этой записи. Мне казалось, что она слишком красочная. А «After the Ordeal», на мой взгляд, самое слабое звено, псевдо-классика без какой-либо настоящей души. Возможно, это моё наименее любимое произведение Genesis. Я хотел её исключить. Мы всегда спорим на тему, какие песни должны быть в альбоме, а какие нет. В этот раз Питер и я хотели убрать «After the Ordeal». Но Питер также хотел исключить и вторую часть «The Cinema Show», а я же ему говорил: «Зачем? Она отлично звучит!». Сошлись на компромиссе: оставляем всё».
Стив Хакетт
«Думаю, "Selling England" – один из моих любимых альбомов. В нем мы реализовали целый ряд идей – от шотландской народной песни, пантомимы, фолка до фьюжн-джаза. Всё на одном диске. Горжусь этим альбомом и потому, что гитара здесь сыграла ключевую роль в успехе.
Мне удалось развить свой стиль в течение работы над альбомом, даже несмотря на то, что мой брак давал трещину. Группа стала моим спасательным кругом. Я никогда не ощущал себя настолько ближе к группе, чем в тот период. Genesis облегчали мои бытовые раны».
Майк Резерфорд
«Благодаря альбому мы нащупали свою технику. Точнее сказать, лучше стали понимать свои лучшие технические приемы, как музыканты. Мы становились компетентнее, что давало нам уверенность играть быстрые фразы. И это чувствуется в альбоме. Есть пара моментов, когда мы переусердствовали в попытке выглядеть чересчур заумно в плане музыки. Но всё это лишь для того, чтобы попытаться перейти на следующую стадию».
Питер Гэбриэл
«Мы сознательно тогда держали курс на Америку, и я помню, что думал, что в Англии мы получим удар за то, что косо присматриваемся к Штатам.
Частично, это стало причиной, почему я назвал альбом «Selling England By the Pound».
To be continued...