Мы живём в нестабильном мире. Эпидемии, вероятность ядерных войн, экономические кризисы и экологические катастрофы… Рано или поздно хрупкое равновесие может рухнуть — и тогда всё пойдёт под откос. Ну и на чём тогда ездить? А вот и попробуем прикинуть.
Правило 1: Полный привод
Тут всё просто — с дорогами и их обслуживанием после Большого Песца будет полный швах. А уже если нарвётесь на малоснежную зиму, когда эти дороги не будут завалены снегом, но превратятся в идеальный каток… Короче, без полного привода — никуда. Конечно, по льду вас всё равно будет носить туда-сюда даже на скромных 10-15 километрах в час. Но так хотя бы трогаться сможете увереннее и меньше буксовать.
Ещё к заветному 4×4 должен прилагаться хороший клиренс (расстояние от днища до поверхности) и понижающая передача, а ещё лучше — блокировка дифференциала.
Это поможет вам успешно месить глину.
И речь вовсе не о непролазных болотах — там вам просто полный привод и понижайки-блокировки сами по себе в любом случае не особо помогут. Для обычных «пузотёрок» риск намертво засесть есть даже на обычной сельской грунтовке где-нибудь в апреле — когда уже сошёл снег, но влага всё ещё остаётся в верхних слоях почвы, да и дожди идут.
Так что всё вышеперечисленное — не роскошь, а минимальная необходимость просто для того, чтобы иметь возможность съезжать с асфальта.
Правило 2: Рама
Некоторые могут сказать, что рама переносит центр тяжести выше и увеличивает шанс опрокидывания. Или что она тяжела и неудобна, поднимает расход топлива и уменьшает объём салона. Всё это правда, но эти мелочи пасуют перед плюсами.
И мы даже не о том, что рамную машину проще дорабатывать, увеличивая дорожный просвет или меняя колёса. Нет, в постапоке, наоборот, выгоднее по возможности сохранять заводскую конструкцию, которая, как правило, надёжнее.
На деле основное преимущество рамы — это огромный выигрыш в прочности.
Как-то раз автор этой статьи попал в гололёд, коварно набросившийся из-за угла, и протаранил столб. Скорость была не очень большая — около 30 километров в час, но столб не выдержал и сломался. Машину без рамы, скорее всего, пришлось бы тащить домой на эвакуаторе — как минимум пробило бы радиатор. Но тут повреждения жизненно важных частей автомобиля ограничились небольшой вмятинкой на раме — после чего машина спокойно проехала ещё 1000 километров до дома и точки ремонта.
Учитывая, что в условном постапоке стрелка на спидометре вряд ли будет подниматься выше этих самых 30 километров, устойчивость к критическому урону на малых скоростях — очень серьёзный козырь.
(Фото: Tod Seelie)
Ну и ещё рама позволяет в некоторой степени игнорировать коррозию. Если в несущем кузове может насквозь прогнить лонжерон и он потеряет жёсткость, то с рамой, толщина которой куда больше, такое случится ой как нескоро.
Правило 3: Надёжность важнее мощности
Большинство машин оснащаются разными двигателями — где-то бензин, где-то дизель, где-то помощнее, где-то послабее. В нашем случае лучше выбирать самый надёжный вариант — то, что успело себя зарекомендовать.
Забудьте про мощность — в условном постапоке вам точно не придётся обгонять фуры на федеральной трассе, а значит, немедленный набор скорости не важен вообще. Едет и едет себе машина, причём чем равномернее, тем лучше — меньше ресурса потратим. Да и топливо сэкономим.
Как правило, надёжные моторы — те, что послабее. Часто производители добирают «лошадей» за счёт турбин. Несмотря на то, что такой движок был у самого Макса Рокотански, от вариантов с турбиной, скорее всего, придётся отказаться. Вещь относительно капризная, и если бахнет, то в любом случае проблем с ремонтом/заменой будет куда больше.
(Фото: Tod Seelie)
Правило 4: Простота и ремонтопригодность
Надёжность — это хорошо, но рано или поздно всё равно что-нибудь сломается. И тогда придётся подумать о ремонтопригодности. От неё зависит, получится ли починить ваше авто вообще в условиях, когда всех «официалов» давно выпотрошили и съели, а верхом квалификации в том, что осталось от когда-то технически продвинутого мира, является «Ашот-сервис».
Возможно, лучше будет взять что-то относительно «ломучее», но само по себе простое.
И упаси вас Господь от машин, напичканных сложной электроникой и умными бортовыми компьютерами. Некоторые марки — вроде BMW или Mercedes — начинают активно экспериментировать с подписными моделями: когда в сошедшей с конвейера машине уже есть многое даже в базовой версии, но за разблокировку каких-то «фишек» придётся оплатить подписку. От этого точно бегите, как от огня.
Правило 5: Оптимальный размер
Тут сложно говорить о конкретике, но учитывать этот фактор стоит. Определитесь, сколько вас и какой объём полезного груза надо будет перевозить, — и подбирайте авто по этому признаку. Одному человеку вполне хватит «обычного» рамного джипа вроде, скажем, «Паджеро спорта» — и набор пожитков влезет, и спальное место будет, если задние сиденья разложить.
Если вас несколько, посмотрите — учитывая другие критерии, озвученные выше, — в сторону полноприводного микроавтобуса. Ещё больше народу — обратите внимание на транспорт для вахтовиков, он зачастую сочетает высокую проходимость и относительное удобство проживания.
(Фото: Tod Seelie)
Главное — не перебарщивайте, потому что неизбежно заплатите за это сожжённым топливом.