Найти тему

Синдром выученной беспомощности

Продолжаю бороться с синдромом выученной беспомощности. Надо фокусироваться на том, что могу контролировать. Теряем контроль – приобретаем беспомощность.

Ситуацию полностью не всегда можно изменить, но отдельные аспекты всегда можно улучшить. Многие в наше время относятся критически к оптимистическому мышлению, однако именно в этом случае оно действительно работает. Хорошим побочным эффектом оптимизма является увеличение уровня энергии.

Селигман изучал поведение оптимистов и пессимистов и выяснил, как эти типы людей объясняют хорошие и плохие события. «Оптимистичные люди склонны интерпретировать проблемы как преходящие, управляемые и специфичные для одной ситуации.

Пессимистичные люди, напротив, считают, что их проблемы продолжаются вечно, подрывают всё, что они делают, и не поддаются контролю». Значит, если я могу изменить то, как я объясняю себе события, происходящие в жизни, то с меньшей вероятностью буду страдать от приобретённой беспомощности.

Сначала надо записать в блокнот все негативные убеждения, которые влияют на моё отношение к трудным ситуациям. Затем обратить внимание на то, как я говорю сама с собой и записать свои мысли. Чаще всего «Это не моё, я так не смогу».

Некоторые психологи говорят, что бесполезно повторять постоянно «Я смогу». Вместо этого использовать метафоры. Только никак я не подберу метафору своему негативному убеждению.

Так же надо избавиться от негативного внутреннего диалога. Вспомнить, когда проявлялась приобретённая беспомощность. В основном в детстве – у меня была очень авторитарная мама.

Я до сих пор боюсь проявлять инициативу. Что мама говорила, то я и делала. Даже потеряла год после школы – поступала в медицинский институт по её указанию. Не поступила, конечно.

Мама говорила: можете сделать по – своему, но чтобы я этого не знала. Поэтому не смейте мне перечить, делайте как сказала. Если опыт убеждает, что мои действия никак не влияют на события и не приводят к желаемым результатам, то это рождает ощущение бессмысленных усилий.

Исследователь Диана Циринг выяснила, что мамы детей с выученной беспомощностью чаще, чем мамы самостоятельных детей уделяют им время, внимание и склонны к постоянным ограничениям и запретам.

То есть всего 16 лет родительского воспитания выливаются в 40 последующих лет «перевоспитания» себя. Хорошо молодому поколению – им эта информация пришла раньше и они могут сейчас всё исправить.

Как вы с этим справляетесь?

Независимый автор

Школы "Рисунок Жизни"

Любовь Сергеева