1 000 000 – красивая цифра. Особенно, когда речь идет об автомобилях. Каждый автозавод по праву гордится первым выпущенным миллионом автомобилей. Предлагаю вспомнить, кто и когда изготовил свой первый юбилейный автомобиль в СССР. А заодно посмотреть, какой модели выпала честь нести надпись с шестью нолями на кузове. Сегодня речь пойдет о легковушках.
Начнем с «Москвичей». Почему с модели, а не с названия автозавода? За свою историю, которую предприятие начало в 1930 году, завод несколько раз менял имя, успел «повыпускать» на своих площадях легковушки Ford-A и КИМ-10. Так что возьмем за точку отсчета 4 декабря 1946 года, когда из цеха Завода малолитражных автомобилей выкатился первый «Москвич-400». Путь к первому «миллионнику» оказался небыстрым. Сменилось несколько поколений «Москвичей», прежде чем с конвейера в Москве сошел «Москвич-408» с цифрами «1 000 000» на фальшрадиаторной решетке. На дворе стоял май 1967 года…
Продолжим Волжским автозаводом (ВАЗ). Одно из самых молодых предприятий Советского союза начало выпуск автомобилей 31 октября 1970 года. Именно тогда конвейер покинули первые шесть ВАЗ-2101 «Жигули». Но на то оно и современное предприятие, чтобы не тратить время на раскачку, и уже через три года, 21 декабря 1973-го был выпущен первый «миллионник». Юбиляром довелось стать седану ВАЗ-2103 «Жигули».
К слову, за 20 лет, до 12 ноября 1990 года, на Автовазе смогли перешагнуть 13-миллионный рубеж…
Горьковский автозавод (ГАЗ) – один из старожилов СССР. Выпуск легковых автомобилей, первым из которых стал ГАЗ-А, в Нижнем Новгороде начался в декабре 1932 года. Однако путь к своему «миллионнику» у ГАЗа был долгим. Только 23 июня 1967 года был собран юбилейный экземпляр. Им стал ГАЗ-21 «Волга» третьей серии, больше известный как «Ус».
Напомню, что легковушки на ГАЗе были все же вторичным продуктом, так что грузовой «миллионник» сошел с конвейера предприятия намного раньше – в 1948 году…
Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ) тоже имел своего «миллионника». Серийный выпуск малолитражек, тогда еще на Автомобильном заводе «Коммунар», начался 22 ноября 1960 года. Но только через 16 лет, в январе 1976 года был выпущен миллионный автомобиль. Юбиляром стал ЗАЗ-968А «Запорожец».
Кстати, до развала СССР предприятие успело выпустить и трехмиллионный экземпляр – в июне 1989 года им стал ЗАЗ-1102 «Таврия».
Автомобильный завод в Ижевске, выпускавший продукцию под маркой «ИЖ», у нас почему-то всегда оказывается обделенным вниманием. Ну завод, ну собирали там что-то… На самом деле, совершенно напрасно, ибо мощности предприятия позволяли многое. Серийное производство легковых автомобилей началось 2 декабря 1966 года, когда был собран первый «Москвич-408». И всего 11 лет понадобилось заводчанам, чтобы октябре 1977 года выпустить свой «миллионник». Им стал Иж-2125 «Комби» - полуунивеслал-полухэтчбек собственной разработки.
И конечно же, Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Свою историю как автопроизводителя предприятие начало еще в 1944 году с выпуска грузовиков ЗИС-5. И только спустя десятилетие с конвейера стали сходить легковые вездеходы. 20 лет понадобилось, чтобы выпустить первый миллионник - 18 февраля 1974 года с конвейера сошел юбилейный УАЗ-452. Это, конечно, не совсем легковушка, но завод прочно ассоциируется с легковыми авто, так что зачтем и этот фургончик…