Fiat 15/20 HP Base "Brevetti Tipo 2"/FIAT 15/ Fiat 15 bis/ FIAT 15ter/ Fiat 15 ter Militare / FIAT Libia/ФИАТ-15тер
Страна: Италия
Производитель: FIAT Veicoli Industriali
Год производства: 1909-1922
Кол-во выпущенных: 26 714
Грузоподъёмность: 1500 кг
Размеры: 4545х1740х2650 мм
Масса: 3,950 кг
Экипаж: 1
Двигатель FIAT 53A, 4398 cm³, 40 л.с.
Где увидеть:
FIAT typo 2 - Fiat 15-20 HP, Италия, Рим, Museo Storico della Motorizzazione Militare
FIAT 15ter выпуска 1913 Италия, Рим, Museo Storico della Motorizzazione Militare
FIAT 15ter выпуска 1915 Италия, Рим, Museo Storico della Motorizzazione Militare
FIAT 15ter выпуска 1915 Автонасос Италия, Рим, Museo Storico della Motorizzazione Militare
FIAT 15ter шасси Италия, Бассано-дель-Граппа, Museo dell’Automobile “Bonfanti-VIMAR”
Образ ФИАТ-15 вместе с растираживанным в миллионах изображений его наследником в СССР - АМО-Ф-15 кажется хорошо известным. Но впервые увидев реальный FIAT-15ter, в нем не узнал наш АМО. На первый взгляд вообще кажется, что у этих машин не было ничего общего. Но те не менее они ближайшие родственники. А FIAT-15 можно смело называть первым специальным армейским автомобилем и возможно самым массовым грузовым автомобилем первой мировой войны. Он точно не был лучшим, точно не был самым быстрым или самым сильным, но FIAT 15 был тем автомобилем, который можно было производить на самом простейшем оборудовании, быстро и относительно качественно. Машина-труженик Первой Мировой войны.
В 1909 году в итальянском Турине построили грузовик, который получил название Typo 2 с двигателем Fiat 15/20 HP. Это был легкий грузовичок, фактически пикап. Главным нововведением был 4-х цилиндровый двигатель Fiat Brevetti 15/20 объемом 3053 см3 и мощностью 20 л.с., который получился сбалансированным и надежным. Fiat Tipo 2 был первым автомобилем, официально поставляемым для нужд армии c 1910 года. Машина дожила до Первой мировой войны, всего было выпущено 1169 машин, которые поставлялись в том числе на экспорт.
В начале первого десятилетия 20-го века Италия в очередной раз решила, что именно она та страна, которая имеет недостаточное количество колоний и начала готовится к войне с Турцией за африканские земли. В стране вовсю шло переоснащение промышленности и Италия первой решила поставить свою армию на колеса. Война за Триполитанию и Киринаику в 1911-1912 годах в зависимости от точки зрения называется или Итало-турецкая война, или Турецко-итальянская война, в Италии больше известна как «Ливийская война» (Guerra di Libia), а в Турции как «Триполитанская война» (Trablusgarp Savaşı).
Как обычно, итальянская война-предшественник Первой мировой выявила все недостатки армии, что было одной из причин, почему итальянское государство так долго не присоединялось ни к одной из воюющих в Первую мировую сторон. Тем не менее именно "Ливийская война" стала первой, в которой целенаправленно использовалась авиационная разведка на самолетах Блерио, массовые бомбардировки противника с дирижаблей, массовое применение автомобильной техники и первой применение специально построенных бронеавтомобилей.
По заказу военного ведомства Fiat 15/20 HP модернизировали для применения в условиях Ливийских пустынь. В 1911 году машина была модернизирована, усилена рама, упрощена общая конструкция. Под руководством конструктора Карло Кавалли (Carlo Cavalli) был создан канонический образ итальянской полуторки - FIAT-15. Грузоподъемность машины была 1,5 тонны. Визуально от модели Тип 2 машина отличалась увеличенным на треть кузовом и удлиненной рамой. Двигатель оставался тем же, и на FIAT 15, и на модернизированной в 1912 году версии FIAT 15bis применялся проверенный 4-х цилиндровый двигатель Fiat Brevetti 15/20 с объемом 3053см3 и мощностью 20 л.с. Несмотря на простоту автомобиль имел достаточно современную для 1915 года конструкцию: 4-ступенчатую коробку передач, карданный вал, колёса с пневматическими шинами, задние колеса сдвоенные. После испытаний в армии "фиатовская полуторка" была еще больше усилена. Общая масса выросла на 600 кг до 3100 кг и под маркой FIAT-15 bis машина начала массово поставляться в армию на фронт в Ливию.
Следующая и самая массовая модификация FIAT 15ter появилась в 1913 году. На этот раз по опыту эксплуатации в условиях африканского внедорожья был устранен один из главных недостатков машины, слабая энерговооруженность. На машину установили новый двигатель FIAT 53A с удвоенной до 40 л.с. мощностью рабочим объёмом 4398 см³, колёса автомобиля стали дисковыми цельнометаллическими (вместо прежних, с деревянным ободом и спицами).
Новая модификация получила обозначение FIAT-15 ter и выпускалась с 1913 по 1922 год, в том числе и в совсем упрощенной модификации FIAT-15 ter Militaire. А облик простого военного грузовика с цельными металлическими колёсами стал каноническим.
В 1907 году военное министерство Франции решило, что в армию нужно поставлять только французскую технику. Но с началом войны оказалось, что как обычно отечественная французская промышленность не может производить столько, сколько надо армии. Национальные производители Франции поставят в течение 1914 года всего 2585 автомобилей. Одним из иностранных поставщиков был выбран Фиат, который поставил во французскую армию, в основном в авиационные части, 1100 FIAT-15. Так же итальянцы поставляли французам и базовые трехтонные FAT-18BL. Кроме французов полуторки из Турина воевали в рядах американского экспедиционного корпуса (заказали 4000 машин, но получили только 200) и в британской армии (386).
Самым крупным проектом по производству FIAT 15 ter было строительство завода в Москве в частно-государственном содружестве. В пойме Москвы-реки планировали построить завод по производству всего 1500 машин в год, причем первые 1500 должны были поставить до конца лета 1917 года. Договор, заключённый Рябушинскими с фирмой ФИАТ, подразумевал, что за каждый автомобиль, произведенный в Москве «АМО» будет выплачивать итальянской фирме 1000 франков при выпуске 1500 штук в год. Российско-итальянский проект был реализован явно не в лучшее время, но братья Рябушинские все таки хотели выполнить свои обязательства по поставке машин в армию, и, хотя даже до конца 17 года завод пущен не был, начали приобретение машин в Италии в виде машиноколмплектов. Скорее всего по контракту было куплено именно 1500 машин, но поставили до октября 1917, и в итоге собрали в Москве только 1319 грузовиков FIAT 15 Ter образца 1915 года, из которых 432 единицы в 1917, 779 в 1918 и 108 в 1919. Машины стали первыми грузовиками советской сборки и активно использовались в Красной армии.
В итальянской армии FIAT-15ter использовался не только как грузовик, уже в 1912 году на его базе построили один из первых в мире бронеавтомобилей - Fiat Arsenale, на шасси ФИАТа устанавливались радиостанции, генераторы, кухни, прожекторные установки. Учитывая боевые потери и износ в 1918 году итальянская армия имела в своём составе 8 206 FIAT-15ter, в том числе 710 в санитарном варианте. В отличие от более тяжелых машин FIAT-15ter, благодаря своей легкости и мощному мотору, был почти вездеходен. Подвеска прощала любые неровности, а мотор был почти не убиваем и работал на любом топливе.
Общий объем производства моделей Fiat 15Bis и 15Ter в Италии в период с 1911 по 1922 год составил 26 714 для военных заказчиков, не считая гражданских поставок. После Великой войны бронетранспортер Fiat-Terni Tripoli производился на сталелитейных заводах Terni на шасси Fiat 15b.
В Италии сохранилось несколько машин FIAT-15 разных годов выпуска. Самая большая коллекция из 4-х грузовиков была в Риме в Музее Военной Моторизации (Museo Storico della Motorizzazione Militare).
1910 FIAT typo 2 - Fiat 15-20 HP
1911 - 1913 FIAT 15 ter #2 Museo Storico della Motorizzazione Militare Roma Italy
1911 - 1915 FIAT 15 ter Autopompa Museo Storico della Motorizzazione Militare Roma Italy
1911 - 1915 FIAT 15 ter Museo Storico della Motorizzazione Militare Roma Italy
Еще одно шасси FIAT-15ter хранится в автомобильном музее Bonfanti-VIMAR” недалеко от Венеции.
Источники: