Московский троллейбус совсем скоро исчезнет со столичных улиц. Как появился этот вид транспорта? Правда ли, что когда-то троллейбусы в Москве были двухэтажными? А также - почему от экологически чистого транспорта решили избавиться в угоду обычным автобусам? И на каких маршрутах пока ещё можно прокатиться? Об этом и не только, читайте далее.
Чем помешал троллейбус?
2020 год, похоже, станет последним для Московского троллейбуса. Как ни старались общественные активисты и простые горожане сохранить этот вид транспорта, их усилия были напрасными. Интересно, что избавиться от троллейбусной сети решили ещё в 2014 году. Хотя в некоторых источниках указано, что идея появилась гораздо раньше, в 2010, когда в Москве сменился градоначальник.
Аргументы такие: этот вид транспорта не такой манёвренный, как, например, автобус. Также нужно следить за состоянием контактной сети, а это стоит денег. Почему-то считалось, что без троллейбуса станет меньше пробок. Кроме того, на центральных улицах провода якобы мешали наслаждаться чистым московским небом. С чем-то из этого можно согласиться. Но в целом неубедительно для ликвидации самой большой в прошлом троллейбусной сети в мире.
Возникла она в 1933 году. Тогда, 15 ноября, в Москве открылся первый маршрут (под номером 1) от Тверской заставы до моста окружной железной дороги чуть дальше будущей станции метро "Сокол". Интересно, что #троллейбус готовили на смену другому виду общественного транспорта - трамваю. От них в то время хотели освободить центр города.
"Оружие" против трамваев
Однако подготовились к пуску троллейбуса московские власти плохо. Несмотря на то, что в районе метро "Сокол" построили четыре гаража на территории трамвайного депо, заполнить их было нечем. Ко дню открытия существовал всего один троллейбус. Именно он и начал курсировать по маршруту. Поездка занимала 30 минут. Но даже боюсь представить, какой был интервал движения.
К счастью, производство машин быстро поставили на поток. Основную работу выполнял Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ). Это позволило уже к началу следующего года выпустить на улицы Москвы 36 троллейбусов. Увеличили и количество маршрутов - появился ещё один - от Дорогомиловской заставы до площади Революции. Через год его продлили до Рижского вокзала.
Уже в 1936 московскому трамваю пришлось потесниться. Первой "жертвой" троллейбуса стал маршрут "Б". Он не имел ничего общего с современным (Сокольническая застава - Курский вокзал) и частично проходил по северной части Садового кольца. Но в память о легендарном трамвае появился не менее легендарный в будущем троллейбус "Б" (многие его называли "букашкой").
Двухэтажные троллейбусы
Московская троллейбусная сеть росла довольно быстро. В 1938 году было уже 10 маршрутов. Чтобы перевозить больше пассажиров власти решили использовать заграничную "диковинку" - двухэтажный троллейбус из Англии. И ничего, что для него пришлось поднять контактную сеть на целый метр. Зато, как необычно!
Естественно английскую модель купили только для того, чтобы посмотреть, как всё устроено, а потом сделать самим. Что и произошло через несколько месяцев. Десяток новых машин выпустил Ярославский завод. Правда в Москве такие троллейбусы не прижились. Если вам интересно, почему, то можете прочитать мою статью:
Правда ли, что в Москве ходили двухэтажные троллейбусы?
Там вы найдёте много интересного про эти машины. Скажу лишь, что последние двухэтажные троллейбусы списали в 1953 году.
Во время Великой Отечественной войны троллейбус стал основным московским общественным транспортом. Все автобусы конфисковали для нужд фронта. Та же участь постигла и некоторые старые троллейбусы. Их использовали для грузовых перевозок.
Самая большая троллейбусная сеть в мире
Следующий этап развития московского троллейбуса пришёлся на 1950-1960-е годы. На окраинах началось массовое жилое строительство, и туда запускали новые маршруты. А уже в 1971 году протяжённость троллейбусных линий в столице достигла 1253 км. Это был самый высокий показатель не только в #СССР, но и в мире!
До 1990-х годов развитие троллейбусной сети продолжалось. Открывались новые маршруты. А городские власти даже разрабатывали проект, согласно которому троллейбус должен был стать основным видом общественного транспорта на окраинах Москвы.
Изменилось всё уже в начале нулевых. Одни маршруты начали закрываться. Вместо других появлялись короткие версии старых с буквой "К" после номера. Ну, а с приходом к власти нового мэра, стало понятно - жить троллейбусу осталось недолго. С 2014 каждый год закрывалось по несколько маршрутов. Хотя сначала москвичам говорили, что это временно - ремонт, понимаете ли, вернём ваши троллейбусы. Но потом вместо них на линии выходили автобусы. В последнее время начали курсировать электробусы (автобусы на электричестве). Мне они не нравятся: очень резко стартуют и тормозят.
На момент написания этой статьи в Москве действуют 11 троллейбусных маршрутов. Но и они доживают свои последние месяцы. Больше всего, ещё с детства, мне запомнился маршрут №43 "Карамышевская набережная - Прибрежный проезд". Я тогда жил около станции метро "Полежаевская", поэтому активно пользовался этим маршрутом. Он был таким длинным. С 17 июня этого года его уже нет на городских улицах. Вместо него #автобус.
Зачем напрягаться?
Конечно, многие скажут, что троллейбусы - это медленно и неудобно. То, в каком виде это было устроено в Москве - да. Контактная сеть не менялась с 1970-х годов. Стрелки были сделаны плохо. Троллейбусу требовалось полностью останавливаться, чтобы переключить их. Но вложить деньги в модернизацию не захотели. Автобус, который загрязняет окружающую среду, намного лучше, правда же?
Троллейбусы эксплуатируют в Канаде, некоторых городах США и Европы. Например, в Женеве сеть совмещена с трамвайной. Троллейбусы ездят по рельсам, а потом могут свернуть на обычную улицу. Передвигаются они быстро. Пользоваться ими удобно. И дуги там не срываются, как это часто происходит в Москве.
Поэтому, пока у вас есть, такая возможность, прокатитесь на троллейбусе. Ещё действуют маршруты 20, 22, 28, 59, 60, 64, 65, 70, 72, 85 и М4. Потом такой возможности не будет. Есть в них что-то особенное, в отличие от автобусов.
А вы как думаете, Москве было лучше с троллейбусами или без них?
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!