164,9K подписчиков

Почему московский троллейбус скоро исчезнет?

25K прочитали

Московский троллейбус совсем скоро исчезнет со столичных улиц. Как появился этот вид транспорта? Правда ли, что когда-то троллейбусы в Москве были двухэтажными? А также - почему от экологически чистого транспорта решили избавиться в угоду обычным автобусам? И на каких маршрутах пока ещё можно прокатиться? Об этом и не только, читайте далее.

Чем помешал троллейбус?

2020 год, похоже, станет последним для Московского троллейбуса. Как ни старались общественные активисты и простые горожане сохранить этот вид транспорта, их усилия были напрасными. Интересно, что избавиться от троллейбусной сети решили ещё в 2014 году. Хотя в некоторых источниках указано, что идея появилась гораздо раньше, в 2010, когда в Москве сменился градоначальник.

Аргументы такие: этот вид транспорта не такой манёвренный, как, например, автобус. Также нужно следить за состоянием контактной сети, а это стоит денег. Почему-то считалось, что без троллейбуса станет меньше пробок. Кроме того, на центральных улицах провода якобы мешали наслаждаться чистым московским небом. С чем-то из этого можно согласиться. Но в целом неубедительно для ликвидации самой большой в прошлом троллейбусной сети в мире.

Первый маршрут Московского троллейбуса в районе Белорусского вокзала, 1934-1935.
Первый маршрут Московского троллейбуса в районе Белорусского вокзала, 1934-1935.

Возникла она в 1933 году. Тогда, 15 ноября, в Москве открылся первый маршрут (под номером 1) от Тверской заставы до моста окружной железной дороги чуть дальше будущей станции метро "Сокол". Интересно, что #троллейбус готовили на смену другому виду общественного транспорта - трамваю. От них в то время хотели освободить центр города.

"Оружие" против трамваев

Однако подготовились к пуску троллейбуса московские власти плохо. Несмотря на то, что в районе метро "Сокол" построили четыре гаража на территории трамвайного депо, заполнить их было нечем. Ко дню открытия существовал всего один троллейбус. Именно он и начал курсировать по маршруту. Поездка занимала 30 минут. Но даже боюсь представить, какой был интервал движения.

Второй маршрут Московского троллейбуса, фото сделано на современной Большой Дорогомиловской улице, 1935.
Второй маршрут Московского троллейбуса, фото сделано на современной Большой Дорогомиловской улице, 1935.

К счастью, производство машин быстро поставили на поток. Основную работу выполнял Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ). Это позволило уже к началу следующего года выпустить на улицы Москвы 36 троллейбусов. Увеличили и количество маршрутов - появился ещё один - от Дорогомиловской заставы до площади Революции. Через год его продлили до Рижского вокзала.

Троллейбус модели "ЯТБ-1" на улице Большая Полянка, с сайта https://photosight.ru/photos/6105428/
Троллейбус модели "ЯТБ-1" на улице Большая Полянка, с сайта https://photosight.ru/photos/6105428/

Уже в 1936 московскому трамваю пришлось потесниться. Первой "жертвой" троллейбуса стал маршрут "Б". Он не имел ничего общего с современным (Сокольническая застава - Курский вокзал) и частично проходил по северной части Садового кольца. Но в память о легендарном трамвае появился не менее легендарный в будущем троллейбус "Б" (многие его называли "букашкой").

Двухэтажные троллейбусы

Московская троллейбусная сеть росла довольно быстро. В 1938 году было уже 10 маршрутов. Чтобы перевозить больше пассажиров власти решили использовать заграничную "диковинку" - двухэтажный троллейбус из Англии. И ничего, что для него пришлось поднять контактную сеть на целый метр. Зато, как необычно!

Двухэтажный троллейбус у старого входа на ВДНХ (ВСХВ), 1940.
Двухэтажный троллейбус у старого входа на ВДНХ (ВСХВ), 1940.

Естественно английскую модель купили только для того, чтобы посмотреть, как всё устроено, а потом сделать самим. Что и произошло через несколько месяцев. Десяток новых машин выпустил Ярославский завод. Правда в Москве такие троллейбусы не прижились. Если вам интересно, почему, то можете прочитать мою статью:

Правда ли, что в Москве ходили двухэтажные троллейбусы?

Там вы найдёте много интересного про эти машины. Скажу лишь, что последние двухэтажные троллейбусы списали в 1953 году.

Грузовой троллейбус во время Великой Отечественной войны на Тверской улице (Горького), 1941.
Грузовой троллейбус во время Великой Отечественной войны на Тверской улице (Горького), 1941.

Во время Великой Отечественной войны троллейбус стал основным московским общественным транспортом. Все автобусы конфисковали для нужд фронта. Та же участь постигла и некоторые старые троллейбусы. Их использовали для грузовых перевозок.

Самая большая троллейбусная сеть в мире

Следующий этап развития московского троллейбуса пришёлся на 1950-1960-е годы. На окраинах началось массовое жилое строительство, и туда запускали новые маршруты. А уже в 1971 году протяжённость троллейбусных линий в столице достигла 1253 км. Это был самый высокий показатель не только в #СССР, но и в мире!

До 1990-х годов развитие троллейбусной сети продолжалось. Открывались новые маршруты. А городские власти даже разрабатывали проект, согласно которому троллейбус должен был стать основным видом общественного транспорта на окраинах Москвы.

Иодель троллейбуса "Тролза-5275", 2013. Фото с https://transphoto.org/photo/625184/?vid=1953
Иодель троллейбуса "Тролза-5275", 2013. Фото с https://transphoto.org/photo/625184/?vid=1953

Изменилось всё уже в начале нулевых. Одни маршруты начали закрываться. Вместо других появлялись короткие версии старых с буквой "К" после номера. Ну, а с приходом к власти нового мэра, стало понятно - жить троллейбусу осталось недолго. С 2014 каждый год закрывалось по несколько маршрутов. Хотя сначала москвичам говорили, что это временно - ремонт, понимаете ли, вернём ваши троллейбусы. Но потом вместо них на линии выходили автобусы. В последнее время начали курсировать электробусы (автобусы на электричестве). Мне они не нравятся: очень резко стартуют и тормозят.

Мне очень нравится надпись "Это #электробус". Предлагаю на остальных видах транспорта также написать "Это трамвай", "Это автобус", чтобы пассажиры не ошиблись:)
Мне очень нравится надпись "Это #электробус". Предлагаю на остальных видах транспорта также написать "Это трамвай", "Это автобус", чтобы пассажиры не ошиблись:)

На момент написания этой статьи в Москве действуют 11 троллейбусных маршрутов. Но и они доживают свои последние месяцы. Больше всего, ещё с детства, мне запомнился маршрут №43 "Карамышевская набережная - Прибрежный проезд". Я тогда жил около станции метро "Полежаевская", поэтому активно пользовался этим маршрутом. Он был таким длинным. С 17 июня этого года его уже нет на городских улицах. Вместо него #автобус.

Троллейбус модели "ЗиУ-10" на Ленинградском шоссе, 1992.
Троллейбус модели "ЗиУ-10" на Ленинградском шоссе, 1992.

Зачем напрягаться?

Конечно, многие скажут, что троллейбусы - это медленно и неудобно. То, в каком виде это было устроено в Москве - да. Контактная сеть не менялась с 1970-х годов. Стрелки были сделаны плохо. Троллейбусу требовалось полностью останавливаться, чтобы переключить их. Но вложить деньги в модернизацию не захотели. Автобус, который загрязняет окружающую среду, намного лучше, правда же?

Троллейбус маршрута М4к на Ленинском проспекте. Он закрыт в 2017, но маршрут М4  пока действует, модель "АКСМ-321",
Троллейбус маршрута М4к на Ленинском проспекте. Он закрыт в 2017, но маршрут М4 пока действует, модель "АКСМ-321",

Троллейбусы эксплуатируют в Канаде, некоторых городах США и Европы. Например, в Женеве сеть совмещена с трамвайной. Троллейбусы ездят по рельсам, а потом могут свернуть на обычную улицу. Передвигаются они быстро. Пользоваться ими удобно. И дуги там не срываются, как это часто происходит в Москве.

Поэтому, пока у вас есть, такая возможность, прокатитесь на троллейбусе. Ещё действуют маршруты 20, 22, 28, 59, 60, 64, 65, 70, 72, 85 и М4. Потом такой возможности не будет. Есть в них что-то особенное, в отличие от автобусов.

А вы как думаете, Москве было лучше с троллейбусами или без них?

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!