Конфликт, как столкновение разнонаправленных устремлений, выступает неотъемлемым атрибутом любой социальной жизни. Конфликт может протекать сравнительно малозаметно для личности и нисколько ее не обременять, но может и привести к полной ее дезадаптации и коллапсу. В чем же причина такой разности в реагировании и переживании? Если сказать, что все дело в индивидуальности каждого человека, то это не даст нам ровным счетом ничего.
Для понимания причин подобного явления целесообразно обратиться к анализу роли конфликта в эволюционной (биологической) адаптации, оценить смысл и значения протекания сопутствующих физиологических процессов.
Социальная жизнь в контактных сообществах, как в животном мире, так и среди людей, сопряжена с борьбой за ресурсы. Ресурсы представляют собой ценность, если имеет место сочетание трех условий: они ограничены (воспринимаются как дефицитные), имеют отношение к поддержанию биологического функционирования организма (вода, еда, воздух, температура и т.д.), связаны с получением удовольствия (или избеганием острой боли, а как крайний вариант – смерти).
Стремление к этим ресурсам задает три магистральные линии функционирования: тяга к размножению (бесконтрольное копирование своих генов), тяга к доминированию (монополия на ресурсы и уничтожение конкурентов) и тяга к наслаждениям (различного рода биологическим удовольствиям, в том числе сексуальным).
В человеческой общности эти линии функционирования искусно вплетены в систему установленных правил, норм, обычаев, морали, традиций. Вся система социального устройства определяет кому, как и каким образом можно получить желаемое. Ими пронизаны все сферы общественного уклада, определены истинные их основы.
К сожалению, большой массив культурных наслоений закрывает от глаз реальную, глубинную, причину, определённую данными линиями функционирования. Возникает ощущение того, что конфликты очень разнообразны, точнее они могут порождаться почти неограниченными наборами спорных вещей, предметов, явлений, убеждений и т.п. Однако это лишь «вторичные наслоения». Первичные – блокирование выполнения одной из трех (или одновременно нескольких) базовых линий.
Следовательно, предрасположенность к конфликту и конфликтному поведению определяется тем, насколько выполнима в пределах социальных ограничений реализация каждой из соответствующих функциональных линий. Каждую линию можно образно уподобить текущей реке, где скорость течения и ее глубина выражает энергетический потенциал человека, а конфликт, можно уподобить затору или плотине на этой реке. Ширина реки отражает широту возможности удовлетворения базовой линии функционирования. Естественно, что чем шире русло реки, тем меньше ущерба принесет попытка ограничить движение водного потока какими-либо малыми средствами.
Конфликт в данной парадигме подобен искусственно создаваемому препятствию, цель которого – ограничить или полностью прекратить движение потока. Сама река за счет своего течения беспрестанно борется с возникающими преградами на своем пути. Отсюда становиться более понятным, почему время порой «сглаживает» острые конфликты: река постепенно размывает заторы, пробивая в них новые бреши.
Одинаково ли текут реки, которые отражают каждую из трех линий функционирования? Думается не всегда. Для гармоничной личности более желательно, чтобы потоки были сбалансированные и соответствовали биологическим и психологическим задачам развития, в противном случае будут иметь место личностные искажения или своего рода деформации, которые прямо соотносятся с ситуациями конфликтного поведения.
Если переложить это к проблеме остроты переживания конфликта, то это хорошо иллюстрируется следующим примером. Рассмотрим человека с игровой зависимостью. Для простоты понимания будем рассматривать зависимость от компьютерных игр, в которых человек проводит более 30% своего суточного времени ежедневно. Все остальные увлечения с высокой долей вероятности будут отодвинуты им на второй план. Таким образом, русло его 2-х линий функционирования (тяга к получению удовольствия и доминированию) сузится до минимальных размеров. Отсюда для нас будет очевидным тот факт, что его перекрытие или создание затора не составит особого труда. Для наглядности стоит обратить внимание на те случаи, когда у игромана отбирают игровую консоль, отключают необратимо интернет (если играет в сетевые игры) и какая бурная эмоциональная реакция следует за этими событиями.
Если внимательно присмотреться к существующим конфликтам, и переложить их в вышеописанную схему реализации базовых линий функционирования, то многие вещи становятся более понятными и предсказуемыми. Вам станет очевидным, почему, казалось бы, незначительный эпизод вызвал бурю страстей, почему конфликты долго не разрешаются и т.п.
Для понимания истинной психологической причины конфликта необходимо произвести его анализ с позиции глубинных оснований, а точнее – оценить как они связан с 3-мя базовыми линиями функционирования.
Сделать это самостоятельно не всегда представляется легкой задачей, поскольку это связано с серьезной внутренней работой над собой, которая очень энергетически затратная и сопряжена с преодолением сопротивления и негатива. Одному сделать это сложно, порой требуется помощь опытного в данном вопросе человека. В недалеком прошлом эту функцию выполняли духовные лица (в зависимости от той или иной конфессиональной принадлежности человека), затем к ней присоединились представители психологической науки (дипломированные специалисты, эксперты). Выбор себе помощника на этом пути – вещь сугубо индивидуальная и определяется жизненными ценностями и убеждениями человека.
Помните, что нерешенные конфликты забирают у человека много жизненных сил и не позволяют ему наслаждаться полноценной жизнью. Не откладывайте «на потом» то, что можно начать делать уже сейчас…
Всем удачи и добра!
#конфликты #поведение человека #психология поведения #конфликтология #анализ конфликта
Автор статьи: Сипягин Дмитрий, кандидат психологических наук
Приглашаю Вас на психологические консультации, коучинг, психотерапию (онлайн): http://besthelp.tilda.ws
dm.izv@yandex.ru