Я сидел в своем кабинете, когда секретарь позвонила и сказала:
- К Вам просится переговорить Сан Саныч.
- А кто это такой?
- Это наш курьер, он давно уже периодически приходит, хочет переговорить по какому-то личному вопросу.
Большого желания говорить с курьером, по личному вопросу, у меня не было. Наверное, будет просить повышение зарплаты или трудоустроить какого-нибудь родственника, первое, что пришло в голову. Но вроде бы занят в тот момент я был не сильно, и секретарь уж очень просила его принять и я ответил: «Зови Сан Саныча».
Ему было за 60, пенсионного возраста, но выглядел он вполне спортивно и интеллигентно. Раньше мы с ним лично не общались, и кем он был и чем занимался до «курьерства» я совсем не знал.
- Сергей Анатольевич, я знаю, что вы закончили ФИЗТЕХ, - как бы стесняясь начал свой рассказ Сан Саныч. - Так вот я тоже физтех! Только заканчивал его лет на 20 раньше Вас, еще в середине 60-ых.
И Сан Саныч мне вкртаце рассказал о своем «научном» прошлом, кандидатской и почти готовой докторской диссертации. Не углубляясь в детали, он рассказал мне и о тех научных разработках, к чему имел отношение. Это было что-то между авиацией, термодинамикой и прочностью. То есть примерно то, чему когда-то на физтехе учился и я сам.
Наука в 90-е и нулевые была в загоне, и мы часто брали на работу бывших «научных» работников, тут ничего удивительного для меня в рассказе не было.
Удивительное началось дальше.
- Я сделал открытие, которое перевернёт мир! – вдруг продолжил свое повествование Сан Саныч.
- А в чём суть открытия? – заинтриговано переспросил я.
- Сергей Анатольевич, вы устали стоять в автомобильных пробках? – с вопроса начал Сан Саныч.
- Очень устал! – засмеялся я. Каждый день путь с Рублевки в центр занимает у меня часа полтора-два.
– Сан Саныч, это очень утомительно! Вы придумали, как решить проблему московских пробок? – спросил я его тогда, улыбаясь.
- Я придумал новый тип летательного аппарата! – заявил спокойным голосом Сан Саныч.
Ему не нужно взлётной полосы, он будет плавно с места подниматься в воздух.
Его размер будет не больше обычного автомобиля, и вы будете сидеть в нём, так же как сейчас в своем BMW.
В нём не будет опасных пропеллеров, винтов или реактивной струи, полёт будет очень безопасным. Не более опасным, чем езда на велосипеде. При этом высота полета может быть любая, но если там, наверху, в воздухе, возникнет с техникой какая-то проблема, аппарат тихо и плавно опустит вас на землю!
Я уже заворожённо смотрел на Сан Саныча, нашего курьера, который работал у нас более пяти лет. Он не был в тот момент пьян и выглядел абсолютно адекватным. Он говорил спокойным и трезвым научным языком.
- Это изменит мир!
Этот летательный аппарат заменит человеку автомобиль, человечество выбросит свои старые и допотопные авто и пересядет на наш аппарат. Мы: я, Вы, Сергей Анатольевич, и вся Россия можем заработать колоссальные деньги!
- Сергей Анатольевич, Вы представляете, какие деньги на этом можно заработать? – подытожил вопросом, свой рассказ Сан Саныч.
- Идея заманчивая! – серьезным тоном уже ответил я нашему «курьеру», - но в чём суть Вашего открытия? Как такое можно реализовать? Это ведь невероятно, над этим мучились ученые и изобретатели многие столетия, но ничего подобного до сих пор нет.
И Сан Саныч стал мне разъяснять причину, почему до сих пор человечество не сделало такой аппарат.
- Люди, как только задумались летать, поставили ложную цель. Все хотели летать БЫСТРО и ДАЛЕКО. И все научные, технологические, финансовые, организационные усилия были брошены на реализацию именно этих целей: скорость и дальность. И этих целей человечество добилось. Мы создали огромные самолеты которые на огромной скорости перелетают на дальние расстояния.
В этом и была ложная цель!
Если бы люди, ученые, изобретатели, организаторы, поставили перед собой другую цель, а именно летать МЕДЛЕННО и БЕЗОПАСНО, она давно была бы решена. Уже сегодня, человечество придумало и изобрело достаточно всего того, что нужно для реализации этой цели!
Я собрал все эти НЕОБХОДИМЫЕ изобретения в один узел и проект аппарата ГОТОВ! Нужно совсем немного, просто цех и какие-то детали, что бы собрать всё это в конечный объект.
- В общем, Сергей Анатольевич, если вы дадите мне на это деньги, я построю такой аппарат … через месяц.
- Сколько нужно денег? – тут же переспросил я.
- 100 тысяч долларов.
- Сколько? Сто тысяч долларов, это же дешевле нового мерседеса? И вы сможете за такие деньги сделать реальный образец?
- Да. Сделаю.
- Я готов дать Вам деньги – тут же ответил я Сан Санычу, - но Вы хотя бы намекните, в чем суть Вашего «открытия»? Как устроен аппарат? Я закончил ФАЛТ (факультет аэромеханики и летательной техники) МФТИ и смогу разобраться даже в наброске.
Сан Саныч ответил, что весь секрет проекта сразу, сходу он выложить не готов, боится разгласки и утечки информации, но какую-то суть он рассказать может.
- Вот возьмём птицу. Ей не нужна взлетная полоса, у неё нет пропеллеров или газовой струи, но … ОНА ЛЕТАЕТ! И летает безопасно. Значит, реальный пример в природе есть, и следовательно, он реализуем.
- В чём природа полета птицы? – продолжал Сан Саныч.
Вы думаете в обтекаемой гладкой форме крыла? Но у всех птиц крылья разной формы, большие, малые, длинные, широкие. Там дело не в форме.
Самое главное, что есть в крыле птицы – перья!
Человечество тоже сделало крыло, но пошло по ложному пути, люди стараются делать его как можно более обтекаемым, но это путь в тупик. У птицы крылья не обтекаемые, а даже наоборот. Они чуть шершавые, покрыты перьями, которые даже при малейшем дуновении создают вокруг крыла микровихри. Они как смазка для крыла.
Эти микровихри создают сверхскольжение объекта в окружающем потоке.
Вот возьмём воздух вокруг нас, вроде бы там почти нет трения, но это не так. В этом воздухе в пепел сгорает всё, что падает на землю из космоса. Но там, наверху, в космосе, эти объекты спокойно летают.
Тут, в воздухе, они сгорают, а там, в космосе, они летают! Потому что там, в вакууме, нет трения.
Микровихри вокруг крыла птицы и создают что-то вроде «вакуума», который обвалакивает крыло и достаточно толкнуть объект пальцем, что бы он поплыл в пространстве, как в космосе!
Кроме того, вращение микровихрей, даже при почти неподвижном крыле создает мощную подъемную силу! Это как будто миллионы «воздушных» пропеллеров поднимают объект над землёй.
- Сергей Анатольевич, я не рассказываю Вам какое-то ноу-хау или открытие. Это всё давно известно. Но это только один из элементов, один из кирпичиков проекта!
- Но это – теория, Сан Саныч. Как будет выглядеть сам планер? Вы можете нарисовать, хотя бы набросок ? – стал допытывать я его и пододвинул ему лист бумаги и карандаш. - Нарисуйте ЕГО.
Но Сан Саныч отодвинул лист бумаги назад ко мне. И рисовать прототип отказался.
- В современном мире информация распространяется мгновенно. Американцы, японцы моментально воспользуются этими идеями, и мы не успеем даже очухаться, как они в моменте построят аппарат, - продолжил свою мысль Сан Саныч.
Этот проект государственной важности! Всё нужно делать быстро, но в секрете. Нужно не только сделать прототип, реальный летающий образец, но заняться патентными правами, чтобы идею не украли.
Но и этого мало. Китайцы не будут смотреть на какие-то патенты, а просто, тупо, украдут идею и будут сотнями, а потом и тысячами, миллионами штамповать наши аппараты. Поэтому, сразу после опытного образца и патентования нужно готовить к запуску огромные производственные мощности по всей стране, чтобы тут же начать выпуск самих этих летательных аппаратов в массовую продажу.
- Понятно, что строительство заводов, это уже не 100 тыс. долларов, это должен быть гигантский государственный проект! И готовиться он должен в тайне, чтобы иностранцы об этом не узнали до того, как мы, Россия, не наладим всё производство в массовом масштабе.
Это проект для Путина.
Сергей Анатольевич, нужно выходить на Путина, рассказывать ему об идее и задачах. Это новый ПРОЕКТ, для НОВОЙ России. Мы покорим этим проектом мир! – закончил свой рассказ наш «курьер».
Я еще пару раз попытался все-таки вытянуть из него хоть что-то, хоть намёк на идею, хоть набросок конструкции крыла, принцип работы движка, но Сан Саныч был неумолим.
- Пока это тайна, я не буду раскрывать её сходу. Но если цех будет запущен, и мы договоримся о встрече с Путиным, то я всё выложу на стол, – упорствовал он.
Было видно, что в этой встрече мне не удастся вытянуть из него большего, и мы договорились, что б он ещё подумал.
- Нарисуйте хотя бы что-нибудь. Ведь это не серьезно, идти к Путину с пустыми руками, - отвечал я ему.
И мы разошлись, договорившись увидеться через пару дней.
Я помню, что не спал после той встречи с «курьером» несколько ночей. Его неожиданная и, казалось бы, сумасбродная идея покорила и полностью меня поглотила.
А вдруг, на самом деле, он что-то такое реально придумал?!
А ведь, действительно, почему ЭТО невозможно?
Весна 2007-го – это был пик пухлых нулевых. Всё тогда неимоверно росло. На пиках были котировки российских акций, мы все что то покупали , но хотелось сделать и реализовать что-то еще более грандиозное и впечатляющее.
Помниться, в те годы, я занялся своим «усадебным» проектом, выкупив полу-разрушенные руины у государства и взялся их восстанавливать. Мой почин не был чем-то уникальным, кругом все что-то покупали и начинались стройки. Мы с друзьями на полном серьёзе обсуждали идеи превращения тверской области в зеленые просторы, где по разным районам будут разбросаны, как оазисы, восстановленные из руин и построенные заново красивые усадьбы. Там мы построим рядом взлетные полосы и посадочные площадки для самолетов и вертолетов.
Мы будем работать в Москве, а жить рядом, в тверских просторах, прилетая каждый день на работу на своих бизнес-джетах.
И тут … идея нашего «курьера» Сан Саныча, невероятно плавно и органично вписывалась в картинку будущего мироустройства, где по огромным русским просторам раскинутся новые красивые города.
А мы небом будем перемещаться между ними…
Через пару дней я позвонил нашему замдекана ФАЛТ на физтехе.
- Александр Михайлович, могли бы вы принять на факультете одного «ученого-изобретателя», он утверждает, что придумал какой-то небывалый летательный аппарат. Вещи он говорит хоть и невероятные, но что-то в его рассказах есть. Он из наших, из физтехов. Точнее даже из ваших, он окончил кафедру аэродинамики первого созыва 60-ых, т.е. еще того, советского Физтеха, лучшего института СССР.
Могли бы вы организовать что-то вроде «экзамена», закрытой научной сессии с обсуждением его идей и проекта?
- Но главное, его не спугнуть. Он почему-то думает, что все вокруг хотят украсть его ИДЕЮ. И потому, не очень-то хочет распространятся, в чём собственно её суть?!
Замдекана с удовольствием взялся за организацию такой «сессии».
Раньше, в 60-ых, 70-ых, научные посиделки и обсуждения новых идей – было обычным делом в институтской среде. Даже в моих 80-ых, такое организовывалось на факультете не раз. Туда приходили и маститые ученые и какие-то одиночки-изобретатели со своими порой экстравагантными идеями, чтобы выложить их суть на суд коллег. Но в 90-ых эта традиция пропала, все институты погрязли в рутине выживания и скучных дел.
И потому, факультет аэромеханики с удовольствием взялся организовать такой «экзамен», позвав туда основных преподавателей по высшей математике, физике, аэрогидродинамике и профессоров из ЦАГИ и ЛИИ.
И я позвонил «курьеру».
- Сан Саныч, для того чтобы я Вас больше не мучил допытыванием деталей вашего суперпроекта, я договорился с ФАЛТом, они вас ждут… на «научную» беседу. Там они обещают собрать цвет научной мысли ЦАГИ и физтеха по теме летательных аппаратов, и вы сможете с ними обсудить суть ваших идей. Не нужно рассказывать им детали плана, но суть, в чем изюминка, все-таки расскажите.
Для меня это будет решающим и окончательным диагнозом. Я буду ждать их ответа, их реакции и отзывов, чтобы решить… стоит или нет, идти в Ваш проект.
Сан Саныч на минуту задумался и согласился.
- Спор с коллегами-учеными это мне самому будет полезно. Я готов, - ответил он.
- Сам я туда не поеду, не буду Вас смущать, - сказал я Сан Санычу, - а просто буду ждать звонка замдекана с рассказом.
Через неделю мне перезвонили из ФАЛТа и рассказали о той дискуссии. Они благодарили меня за повод, что удалось собрать ведущих ученых и преподавателей.
- Получилась очень увлекательная и интересная дискуссия о судьбах и будущем в мировой авиации. Ваш Сан Саныч рассказал много интересного, но … держался как кремень и СУТЬ своего проекта, так и не поведал. Мы допытывали его как могли, но он как партизан на допросе… молчал.
И после этого, мой интерес к проекту как-то затух, я перестал звать к себе на «допрос» Сан Саныча, перестал выпытывать у него его ТАЙНУ.
Мы периодически сталкивались с ним в коридоре и на пороге офиса. Я дежурно спрашивал его:
- Как дела? Как аппарат?
Сан Саныч грустно кивал головой, что всё нормально, что он доделывает какую-то деталь, какой-то узел.
- Ну… вы как доделаете, приходите. Я жду, - отвечал я.
Но Сан Саныч больше на приём не записывался и не приходил. Жизнь закрутилась своей суетой, взлётами и падениями. А через год начался мировой финансовый кризис, и всё изменилось.
Былые затеи, идеи, проекты в одночасье ушли в прошлое, стерев из памяти всё что было.
Мы что-то покупали, продавали, реструктурировали и в этой кадровой мясорубке «курьер» Сан Саныч куда-то пропал. Толи мы его сократили, толи он ушел сам, толи мы продали компанию, где он числился, но Сан Саныч… исчез.
Он исчез… но его идея, летать как птица… она осталась.
Ведь что-то в этом было настоящее, вечное!
***
«Отчего люди не летают? … Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?...»
2007-2008.