Найти в Дзене
АвтАвиА

Эволюция грузовиков ЗИЛ. Часть 3. Кульминация и развязка

Завод имени Лихачева - одно из самых старых отечественных автопредприятий. В рамках данного цикла статей мы говорим об основных семействах серийных грузовых автомобилей, выпускавшихся на заводе. В прошлых статьях (часть 1 и часть 2) мы рассмотрели довоенные и послевоенные машины, а сейчас поговорим о периоде позднего СССР и России.

ЗИЛ-130 с "ранней" радиаторной решеткой
ЗИЛ-130 с "ранней" радиаторной решеткой

В 1964 году был начат выпуск поистине легендарного шеститонного грузового автомобиля - ЗИЛ-130. С учетом огромного числа модернизаций эти машины выпускались на ЗИЛе до 1990-х годов, а на УАМЗе - до 2014 года!

Поздний ЗИЛ-431410 (выпуска после 1986 года)
Поздний ЗИЛ-431410 (выпуска после 1986 года)

Наиболее значительную с точки зрения внешнего вида модернизацию ЗИЛ-130 претерпел в 1978 году, когда облицовка радиатора стала иметь четыре горизонтальных линии прорезей вместо трех, а подфарники "переехали" наверх.

ЗИЛ-133Г1 (1975-1980)
ЗИЛ-133Г1 (1975-1980)

С 1975 года началось серийное производство трехосной (6х4) модели ЗИЛ-133Г1 грузоподъемностью 8 тонн.

ЗИЛ-133Г2 (1979-1983)
ЗИЛ-133Г2 (1979-1983)

В 1979 году завод приступил к производству модели ЗИЛ-133Г2, которая имела грузоподъемность 10 тонн. Принято считать, что ЗИЛ-133Г1 имел "раннюю" облицовку радиатора с тремя горизонтальными линиями прорезей, а ЗИЛ-133Г2 - "позднюю" с четырьмя линиями прорезей, однако это утверждение неверно: ЗИЛ-133Г1 выпускался до 1980 года, в том числе параллельно с новой моделью, и поздние экземпляры также успели получить новое оформление передка

Дизельный ЗИЛ-133ГЯ, он же "крокодил"
Дизельный ЗИЛ-133ГЯ, он же "крокодил"

ЗИЛ-133ГЯ (в народе "крокодил") - дизельная модификация ЗИЛ-133Г2, отличавшаяся удлиненным "носом" и иным рисунком облицовки радиатора. Эти машины выпускались с 1979 года параллельно с бензиновой моделью ЗИЛ-133Г2, однако уже в 1983 году полностью сменили ее на конвейере ввиду очевидных преимуществ применения дизельного двигателя.

Военный полноприводный ЗИЛ-131
Военный полноприводный ЗИЛ-131

С 1966 года выпускался трехосный полноприводный грузовой автомобиль ЗИЛ-131 грузоподъемностью 5 тонн - в первую очередь, для нужд армии. Машина получила кабину от ЗИЛ-130, однако с изменением ряда элементов, таких как крылья, облицовка радиатора и т.п.

АМУР-531350 производства 2000-х годов
АМУР-531350 производства 2000-х годов

В 1990-х и 2000-х годах на заводе УАМЗ (АМУР) выпускались необычные ЗИЛ-130 с оформлением кабины по типу ЗИЛ-131. Но эти машины к истории завода ЗИЛ прямого отношения не имеют.

ЗИЛ-4331
ЗИЛ-4331

После того, как новую бескапотную дизельную модель ЗИЛа "увел" КамАЗ, завод долго не мог обновить свой модельный ряд. Новый "капотник" ЗИЛ-4331 пошел в производство только в 1987 году - и то поначалу только с бензиновым двигателем. По сути, именно модель 4331 можно считать последней в основной линейке грузовых моделей завода.

ЗИЛ-4334
ЗИЛ-4334

В 1995 году был модернизирован и полноприводный ЗИЛ-131 - так появилась модель ЗИЛ-4334 с кабиной ЗИЛ-4331.

ЗИЛ-5301 "Бычок"
ЗИЛ-5301 "Бычок"

В 1996 году на заводе было развернуто производство малотоннажных грузовых автомобилей ЗИЛ-5301 "Бычок" грузоподъемностью 3 тонны. Также существовала полноприводная версия машины - ЗИЛ-4327.

В семействе "Бычков" были и весьма необычные модификации
В семействе "Бычков" были и весьма необычные модификации

Завод прекратил свое существование в середине 2010-х годов. В сентябре 2016 года был выпущен последний грузовой автомобиль. Сейчас большая часть корпусов завода снесена, на их месте строятся жилые дома, коммерческие объекты, парк. В 2019 году платформа "ЗИЛ" павелецкого направления была переименована в "Тульскую", однако название завода по-прежнему несет платформа МЦК. Жаль, что это все, что осталось от крупнейшего в СССР автомобильного завода.

Друзья, не забывайте подписываться на наш канал и заходить в нашу группу ВКонтакте - там много всего интересного.

Авто
5,66 млн интересуются