Найти в Дзене
АвтАвиА

Эволюция грузовиков ЗИЛ. Часть 1. Довоенное время

Завод имени Лихачева - одно из самых старых отечественных автопредприятий. Основан завод был еще в Российской Империи в 1916 году. Его история охватывает почти 100 лет, за это время он успел "побывать" в трех различных странах и выпустить огромное количество разнообразной продукции. В рамках данного цикла статей мы рассмотрим основные семейства серийных грузовых автомобилей, выпускавшихся на заводе. Сегодня речь будет идти о довоенных машинах.

АМО-Ф15 выпуска 1924-1927 годов
АМО-Ф15 выпуска 1924-1927 годов

Первой собственной моделью завода и в то же время первым советским грузовым автомобилем принято считать АМО-Ф15, выпускавшийся с 1924-го года и являвшийся копией итальянского Fiat 15ter. Интересно, что машина была праворульной ввиду отсутствия в те времена стандартов.

АМО-Ф15 выпуска 1927-1931 годов с закрытой кабиной
АМО-Ф15 выпуска 1927-1931 годов с закрытой кабиной

Машина постоянно модернизировалась, а в 1927 году она получила закрытую кабину с жесткой крышей. В таком виде АМО-Ф15 выпускался до 1931 года.

ЗИС-5 - легендарная "трехтонка"
ЗИС-5 - легендарная "трехтонка"

C 1930-го года завод стал производить копии американского грузовика Autocar SA. В процессе выпуска эти машины немного модернизировались и имели обозначения АМО-2, АМО-3, ЗИС-3 и наконец в 1933 году появился ЗИС-5 - по сути тот же грузовик, но построенный полностью из отечественных комплектующих. ЗИС-5 - знаменитая "трехтонка", которая наряду с "полуторкой" ГАЗ-АА/ММ являлась самым распространенным грузовым автомобилем в довоенном СССР. С учетом выпуска на УралАЗе, "древний" ЗИС-5 и его модификации производили аж до 1958 года!

Трехосный ЗИС-6
Трехосный ЗИС-6

В 1933-1941 годах выпускалась трехосная (6х4) модификация машины - ЗИС-6. Кстати, именно ЗИС-6 планировалось использовать в качестве основного шасси для "Катюши". Однако в связи с эвакуацией завода производство модели прекратили, а "Катюши" стали устанавливать на самые различные шасси, в основном, на "лендлизовские".

Отреставрированный ЗИС-5В
Отреставрированный ЗИС-5В

В военные годы ввиду дефицита материалов вместо обычного ЗИС-5 выпускалась максимально упрощенная модификация ЗИС-5В, отличавшаяся облегченной кабиной, отсутствием передних тормозов, правой фары и другими "доработками".

ЗИС-15. Это семейство автомобилей осталось опытным, но возможно именно так бы выглядели и серийные советские грузовые автомобили, если б не началась Великая Отечественная война
ЗИС-15. Это семейство автомобилей осталось опытным, но возможно именно так бы выглядели и серийные советские грузовые автомобили, если б не началась Великая Отечественная война

В конце 1930-х - начале 1940-х годов разрабатывалась новая машина на смену ЗИС-5, получившая обозначение ЗИС-15. Ее производство планировали начать уже к 1940-м годам, но ввиду начавшейся войны этого сделать не удалось. Впрочем, наработки по этой машине использовались при создании послевоенного ЗИС-150.

Впрочем, о послевоенных машинах мы поговорим в следующей статье. Оставайтесь с нами!

Один из первых опытных ЗИС-150. 1944 год.
Один из первых опытных ЗИС-150. 1944 год.

Друзья, не забывайте подписываться на наш канал и заходить в нашу группу ВКонтакте - там много всего интересного.

Авто
5,66 млн интересуются