Завод имени Лихачева - одно из самых старых отечественных автопредприятий. Основан завод был еще в Российской Империи в 1916 году. Его история охватывает почти 100 лет, за это время он успел "побывать" в трех различных странах и выпустить огромное количество разнообразной продукции. В рамках данного цикла статей мы рассмотрим основные семейства серийных грузовых автомобилей, выпускавшихся на заводе. Сегодня речь будет идти о довоенных машинах.
Первой собственной моделью завода и в то же время первым советским грузовым автомобилем принято считать АМО-Ф15, выпускавшийся с 1924-го года и являвшийся копией итальянского Fiat 15ter. Интересно, что машина была праворульной ввиду отсутствия в те времена стандартов.
Машина постоянно модернизировалась, а в 1927 году она получила закрытую кабину с жесткой крышей. В таком виде АМО-Ф15 выпускался до 1931 года.
C 1930-го года завод стал производить копии американского грузовика Autocar SA. В процессе выпуска эти машины немного модернизировались и имели обозначения АМО-2, АМО-3, ЗИС-3 и наконец в 1933 году появился ЗИС-5 - по сути тот же грузовик, но построенный полностью из отечественных комплектующих. ЗИС-5 - знаменитая "трехтонка", которая наряду с "полуторкой" ГАЗ-АА/ММ являлась самым распространенным грузовым автомобилем в довоенном СССР. С учетом выпуска на УралАЗе, "древний" ЗИС-5 и его модификации производили аж до 1958 года!
В 1933-1941 годах выпускалась трехосная (6х4) модификация машины - ЗИС-6. Кстати, именно ЗИС-6 планировалось использовать в качестве основного шасси для "Катюши". Однако в связи с эвакуацией завода производство модели прекратили, а "Катюши" стали устанавливать на самые различные шасси, в основном, на "лендлизовские".
В военные годы ввиду дефицита материалов вместо обычного ЗИС-5 выпускалась максимально упрощенная модификация ЗИС-5В, отличавшаяся облегченной кабиной, отсутствием передних тормозов, правой фары и другими "доработками".
В конце 1930-х - начале 1940-х годов разрабатывалась новая машина на смену ЗИС-5, получившая обозначение ЗИС-15. Ее производство планировали начать уже к 1940-м годам, но ввиду начавшейся войны этого сделать не удалось. Впрочем, наработки по этой машине использовались при создании послевоенного ЗИС-150.
Впрочем, о послевоенных машинах мы поговорим в следующей статье. Оставайтесь с нами!
Друзья, не забывайте подписываться на наш канал и заходить в нашу группу ВКонтакте - там много всего интересного.