Найти тему
Точка Опоры

Может ли современный человек управлять хаосом?

То, что 2020 год будет непростым, было понятно давно. Мало того, что он високосный, а такие года редко бывают счастливыми, так это ещё и первый год нового 12-летнем лунного цикла, то есть человечество как бы вступает в новый этап цивилизации.

И, как это бывало раньше, на пороге нового нас ждал хаос. Он начался ещё в конце прошлого года, когда Китай объявил о вспышке в Ухане эпидемии коронавируса, затем начало трясти нефтяные рынки, срывается сделка ОПЕК+, начинают беспощадно скатываться фондовые рынки и, как результат, это больно бьёт по глобальной экономике. Далее спираль хаоса закручивается всё туже – объявление ВОЗ пандемии, тысячи смертей от COVID-19, власти разных стран мира требуют, чтобы люди сидели по домам, дабы хоть как-то остановить распространение коронавируса. Предположения экономистов с мировыми именами, как дальше будет развиваться глобальная экономика, скорее пугают людей, чем внушают хоть какую-то надежду на более благополучную жизнь «после пандемии». Срываются все планы правительств ведущих мировых держав, сам центр влияния, кажется, перемещается этим самым хаосом куда-то в другое полушарие Земли. А может это не так? Может этот самый хаос, отрицать который нет никакого смысла, наоборот принесёт Человечеству новую эпоху Ренессанса, новое Возрождение? Об этом мы поговорили с почётным профессором Международного Венского университета, научным руководителем Школы Причинности Василием ГОЧЕМ.

Василий Павлович Гоч - философ, учёный, доктор биологических и технических наук, посвятил свою жизнь поиску и исследованию свойств пространства и времени, места человека не только в этом мире, но и во Вселенной. Разработанный им метод взаимодействия человека с окружающим миром через анализ причинно-следственных связей получил название «Теория Причинности».

- Василий Павлович, как Вы считаете, есть ли виновные в нынешнем хаосе и выйдет ли кто-нибудь из него победителем?

- Всяк, кто берётся за переустройство Мира, сталкивается с хаосом. Но победа будет дана Творцу, а не экспортёру образа жизни. В отношении хаоса требуется духовно-творческое преобразование его, а управление им невозможно в силу природы хаоса ― всякое движение хаоса, в том числе и попытка управления им, есть хаос и ничем другим быть не может. Если при этом экспортировать низкую культуру, то подтачиваются устои цивилизации, а высвобождённый хаос поднимет ещё и силы низшего порядка, жаждущие крови. Этим и объясняется полная неудача США по установлении «демократии» в других странах и разруха в них.

- То есть бывает хаос созидающий и хаос разрушающий?

- По Т. Куну, в ХХ веке было три научных революции: теория относительности, квантовая механика и теория хаоса. Категория хаоса волновала мыслителей всех времён. В древнекитайской философии «хаос ― смешение тьмы вещей, ещё не отделившихся друг от друга». Овидий называет хаос «сырой и грубой глыбой». Согласно его учения, хаос ― это плохо связанные враждой семена вещей.

Хаос Гесиода (в поэме «Теогония») ― некое бескачественное бытие, первично неразличимое состояние, в котором залегают источники и границы земли, неба, моря и Тартара.

А. Парацельс говорил, что: «Между небом и землёй находится сфера хаоса и сами они вовлечены вместе с движением элементов в хаос. Хаос питает то, что находится под землёй, и то, что находится над ней».

Гегель же даёт несколько иное определение: «Хаос ― первый момент в сфере природных сил. Но это не подлинно первое действующее начало, а нечто обусловленное, зависимое от другого ― божественного. Хаос ― это сила природы, находящаяся в становлении, представляющая собой единство трёх других, происходящих из него сил: Геи(земли) как положительной основы всего сущего, Тартара, Эреба (мрака и небытия) как отрицательного начала и Эроса (любви) как связующего деятельного начала».

В настоящее время хаос понимается как отношение нерегулярности, случайности, несущественности, неустойчивости, неповторимости, которое всегда существует одновременно с Законом, в неразрывном единстве с ним. Есть ещё определение хаоса как функционирования явлений - несущественное отношение, внешнее определение сущности, совокупность внешних различий существенного, непосредственное бытие Закона.

-2

Хаос - не есть абсолютное отрицание порядка, он является специфическим выявлением порядка. В зависимости от характера порядка формируется и специфика хаоса, связанного с ним. Хаос движения атомов и молекул отличается от хаоса элементарных частиц. «Закон живёт смертью хаоса, исключением до известного предела индивидуального, неповторимого. Но справедливо и противоположное: хаос возможен только при игнорировании порядка, Закона, при отвлечении от повторяемости, общности, присущими любым процессам» - писал А.И. Герцен.

В неклассической тотальной науке (НТН) хаос определён как трансценденция изначальной свободы и представляет форму дискретного сознания. «Материя ― это не хаос, она имманентно содержит в себе законы своего собственного развития» (И. Кант). Но хаос, придав свободу внутренним законам развития Материи, проник в неё и вошёл во внутреннее содержание Вещей, которые свободны от хаоса лишь в форме [Категории «Закон» и «Хаос». ― К.: Наукова думка, 1987.]. Хаос обладает тотальностью, а любая форма выброса хаоса беспредельна: большой выхлоп хаоса (война) или малый выхлоп (ссора в семье) ― оба не имеют границ и потому одинаково вредны.

Продолжение читайте здесь:

https://www.to-inform.ru/index.php/articles/9534-moget-li-sovremenniy-chelovek-upravlyat-haosom