Найти в Дзене
Edukado

Насколько экологичны электромобили на самом деле?

Сторонники электромобилей часто утверждают, что они полностью безвредны для окружающей среды, но так ли это на самом деле ? (спойлер: нет) Главный аргумент, это то, что работая на электричестве они полностью лишены вредных выбросов в атмосферу. И это действительно так, но нужно понимать, что в данном случае разница только в том, что энергия, необходимая для движения машины, вырабатывается не за счёт сжигания топлива в двигателе внутреннего сгорания, а на электростанции. К сожалению, даже сегодня большая часть электроэнергии в мире вырабатывается путём сжигания угля, нефти или газа, что, согласитесь не очень то экологично. Конечно, КПД у электростанции при сжигании топлива гораздо выше чем у двигателя внутреннего сгорания (ДВС) автомобиля, кроме того, там есть возможность установки полноценных фильтрующих систем, да и находятся они как правило за городом, что позволяет уменьшить количество вредных выбросов непосредственно в местах жизни людей (И это, на мой взгляд, и есть главный и единственный плюс электромобилей с точки зрения экологии). Но в процессе передачи и преобразования электричества, для того чтобы оно в конечном итоге добралось до электромобиля и создало крутящий момент, происходит ещё довольно много потерь. Например, потери в трансформаторе, которых на пути электроэнергии от электростанции до розетки довольно много, составляет порядка 2%, мелочь конечно, но если сложить потери от всех преобразований получается заметная сумма. Плюс электроспоротивление проводов приводит к потерям при передаче энергии и так далее. Конечно, даже это всё не делает езду на электромобиле менее экологичной чем на машине с ДВС, по разным подсчётам уменьшение потребления энергии и соответственно выбросов углекислого газа за счёт перехода на электромобили составляет порядка 50%. И это, безусловно, их достоинство, но есть и другая сторона медали.

Итак, с ездой разобрались, но как насчёт экологичности производства электромобилей? Несколько лет назад был проведён анализ и установлено, что производство одного автомобиля с ДВС приводит к выбросам в атмосферу 5,6 тонн эквивалента CO2, а одного электромобиля - 8,8 тонн. Такая большая разница обусловлена процессом производства батарей, которые являются неотъемлемой частью любого электромобиля. Кроме того, большая проблема с точки зрения экологии - это процесс утилизации батарей. Они содержат немало вредных для окружающей среды соединений, и при утилизации, особенно если просто выбросить на мусорку или сжечь, наносят огромный вред экологии. Сейчас практически каждую неделю появляются новости о том, что разработан новый супер ёмкий и безопасный аккумулятор на замену литий-ионным. Но, тем не менее, пока что повсеместно используют именно их, а значит проблема стоит достаточно остро. Конечно предпринимаются меры для минимизации ущерба, например переработка и повторное использование компонентов, однако это далеко не решает проблему полностью. Таким образом, чтобы понять насколько электромобили экологичнее машин с ДВС нужно сравнивать в целом их так называемый "углеродный след" - вред который нанесет природе вся цепочка производство-эксплуатация-утилизация. И если это сделать, то всё становится не так уж очевидно как на первый взгляд. Возможно в недалёком будущем, когда доля вырабатываемой "чистой" энергии увеличится, а батареи будут изготавливаться из менее токсичных соединений, электромобили действительно станут полноценной экологичной заменой для машин с ДВС. Но сегодня их единственный плюс - это уменьшение количества вредных выбросов непосредственно в городах, однако в масштабах экологии планеты в целом, всё довольно неоднозначно.

Большое спасибо за прочтение! Если Вам понравилась статья, вот некоторые другие материалы канала:

Авто
5,66 млн интересуются