Найти тему
Электромобили - InsideEVs

В Китае будут выпускать электромобили под старейшей русской маркой. Что?

Оглавление

Прибалтийская Dartz Motorz совместно с китайцами займется электрокарами под брендом Freze

Новость, которую мы, скажем честно, упустили еще в пятницу, звучит так: «Первую российскую автомобильную марку „Фрезе“ возродят в Китае». По крайней мере, с таким заголовком вышла коротенькая заметка в «Коммерсанте». Нас оправдывает то, что пришла она откуда, откуда мы подобного не ждали. Не из солнечной Калифорнии, не из Китая и даже не из России, а не то из Риги, не то из Таллина.

И вот что известно на данный момент

Существует такая компания – Dartz Motorz, входящая в Dartz Grupa. Она известна штучным производством довольно внушительных бронированных внедорожников (на заглавном фото), а также… водкой. Тут важно понимать, что речь идет о действительно очень скромном автомобильном производстве, которое по своей сути, наверное, ближе к тюнингу. Хотите себе уникальный бронированный автомобиль, собранный преимущественно из агрегатов от легких грузовиков General Motors? Вам туда.

Однако изначальной идеей Dartz Motorz было возрождение русской дореволюционной автомобильной марки «Руссо-Балт», известной в мировом автомобилестроении как одна из первых компаний, начавших применять в своих машинах алюминиевые поршни. Для этого в Dartz даже получили в свое распоряжение какие-то помещения, некогда относившиеся к «Руссо-Балту» в Риге.

Увы, идея не была реализована по той простой причине, что сам бренд «Русс-Балт» компании Dartz получить не удалось.

Теперь же речь идет о совсем другом имени – «Фрезе», которое в СМИ уже поспешили обозначить первым российским автобрендом. Что не совсем корректно, и вот почему.

Автомобиль Фрезе и Яковлева

В далеком 1896 году на Нижегородской выставке два предпринимателя – Петр Александрович Фрезе и Евгений Александрович Яковлев – представили то, что известно как первый российский автомобиль. Собственно, таковым транспортное средство и являлось. Фрезе был владельцем каретной мастерской и отвечал за саму машину, а Яковлев на своем предприятии разработал и выпустил двигатель внутреннего сгорания и двухступенчатую трансмиссию.

Увы, проект не получил существенного развития по причине смерти Яковлева. Сам Фрезе продолжил заниматься автомобилями. Его компания играла роль, как сказали бы тогда, автомобильного ателье.

-2

В те годы сами автопроизводители за редким исключением выпускали только готовые шасси, а кузова строили сторонние компании – все те же бывшие каретные мастерские. Этим еще несколько лет и занимался Фрезе, завозя в Российскую империю шасси с моторами, трансмиссиями, органами управления, преимущественно – французских марок Renault и De-Dion Bouton. Интересно, что в 1903 году фирма Фрезе вроде бы построила свой первый электромобиль, точнее – нечто вроде грузового троллейбуса, у которого не было своих аккумуляторов.

Так или иначе, Фрезе не удалось решить главную проблему – локализовать производство двигателей. На беду, в этот момент царское правительство решило, что империи нужно выпускать автомобили полностью самостоятельно, и предоставило льготы тем автоконцернам, которые готовы были делать все на территории России, а пошлины на ввоз комплектующих, наоборот, подняло. Спустя 100 с небольшим лет история, кстати, повторилась: в наше время это называется постановлением о промсборке автомобилей и прекращением его действия.

В общем, Фрезе продал свою фирму… тому самому «Руссо-Балту», у которого свои моторы все же появились. Считается, что за все время Петр Фрезе создал не менее сотни разнообразных машин по индивидуальным заказам на стандартизированных иностранных шасси.

Но вернемся к Dartz Motorz

Прибалтийская компания сейчас выглядит несколько не готовой к захвату мира новым электромобильным брендом. Например, на ее сайте значится, что она базируется в Риге, хотя в контактах указан таллинский адрес. Раздел для прессы существует, но не работает, как и большинство других разделов. А в списке проектов действительно значится загадочный Freze EV, где при переходе по ссылке вас попросят ввести пароль.

В один день с заметкой «Коммерсанта» на ютьюбе в а

ккаунте Dartz Grupa появилось первое за два года видео под названием «Один из старейших электромобилей в мире – Freze». На нем можно распознать реплику бензинового автомобиля Фрезе и Яковлева, которая некоторое время назад была построена по фотографиям (чертежей не сохранилось) при поддержке издания «Авторевю».

В этой истории, во-первых, очень странным видится имя самого Петра Фрезе. В конце 19-го и начале 20-го века само понятие автомобильного бренда еще не существовало. Тем более что фабрика почтенного подданного империи все же не совсем выпускала автомобили, а лишь адаптировала готовые шасси под пожелания заказчиков, а то и вовсе продавала стандартные модели.

Условно говоря, живи вы тогда, вы не купили бы автомобиль «Фрезе», а заказали в фирме Петра Фрезе уникальный кастом-проект на базе Renault или FIAT.

Так что мы несколько сомневаемся, что права на торговую марку «Фрезе», даже если бы таковые существовали, кто-то стал бы приобретать. А вот зарегистрировать новую марку Freze EV гораздо проще, тем более что для постсоветских жителей, учивших в школах, как правило, английский, она бы и звучала как-то привычнее.

А вот пожелай Петр Александрович написать свое имя латиницей, то, будучи немцем по прямой мужской линии, он написал бы Frese, благо такая фамилия в Германии встречается.

Так зачем все это надо?

С 4 мая 2020 года в России временно отменили таможенные пошлины на ввоз электромобилей. И многие предприниматели увидели в этом новые возможности. Если не считать Renault, то официально у нас сейчас продаются только премиальные электромобили Jaguar, к которым вскоре присоединятся Mercedes и Audi.

А где делают самые доступные электромобили? Правильно, в Китае. И если найти местного партнера и начать ввозить их в Россию… Вот только дешевыми такие машины все равно не будут. Пока готовилась эта статья, издание CarBuzz получило комментарий от Dartz. Из нового мы узнали, что речь опять о больших внедорожниках, только на сей раз китайских и электрических. А это не дешево.

И учтите, что речь идет о китайских брендах, названия которых пока не подкреплены доверием со стороны российских покупателей.

Так что мы предполагаем, что в Dartz на самом деле зарегистрировали бренд Freze EV, чтобы под вывеской «старейшего российского автопроизводителя» ввозить на территорию бывшего СССР китайские машины, названия которых вам ничего не скажут. А если удастся наладить у нас их локальную отверточную сборку, то, может быть, удастся договориться с чиновниками и о дополнительных льготах, например – об отмене акциза на их ввоз, или вовсе оказаться под защитой какой-нибудь особой экономической зоны.

В общем, возрождения старейшей российской автомобильной марки нам ждать не стоит. А вот на появление относительно доступных больших электрических кроссоверов – ну, на это хотя бы надо надеяться.

Авто
5,66 млн интересуются