Найти тему
Мечи да щиты

Почему на Руси не признавались в любви

Оглавление

Почему на Руси не признавались в любви? Исчезло ли многоженство с принятием христианства? Почему любовь описывали как жалость? Возможен ли был на Руси развод? И правда ли, что на Руси наказывали женщин, бивших своих мужей? Обо всем я расскажу дальше.

Как это не признавались в любви?

Да, и вправду не признавались. Слово любовь понимали не так, как сейчас понимаем мы. Впервые слово любовь упоминается в договоре с князя Игоря с Византией в 944 году. Пишется там «И увидят другие страны, какую любовь имеют греки с Русью». Из контекста мы понимаем, что любовь означает дружбу.

Ярослав Мудрый в письме к своим сыновьям писал «Если прибудете в любви между собой, то Бог будет среди вас и покорит ваших недругов». Здесь любовь имеет уже приближенный к христианскому смысл, но смысл его все еще далёк от современного понимания.

Как признавались в своих чувствах мы можем узнать из берестяной грамоты древнего Новгорода с предложением руки и сердца: «От Никиты к Анне. Пойди за меня, я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат.»

-2

Многоженство

Многоженство было на Руси обычным делом. Ярополк сватался к Рогнеде, несмотря на то, что у него уже была жена. А у князя Владимира было 5 официальных жен и около 800 наложниц!

Судя по летописям даже в христианской Руси многоженство процветает. В конце 11 века князь Святополк Второй на престол сажает своего сына от наложницы. Это и означает что бастарды считались законными наследниками.

Ярослав Осмомысл имел две жены. Имя княгини в летописи даже не указывается, а имя второй жены сообщается – Настаска.

Историк Борис Романов говорит, что многоженство еще несколько веков после крещения было обыкновенным делом. Разницы между любовницей, 1-ой и 21-ой женой – не было. Несколько жен могло быть не только у князей. По законам того времени рабыня и её дети принимают участие в разделе имущества простого человека. Хоть рабыне и не полагалась доля от наследства, но полагалась свобода.

Мужчина мог завести вторую и третью жену. Церковь хоть и боролась с многоженством, но не наказывала за это строго, а всего лишь штрафом.

-3

Что же означало слово «Любовь»?

Традиционной русской культуре вообще чужда любовь в современном смысле. Так считают историки. Описывали любовь как что-то мистическое, вызванное колдовскими обрядами. Кто влюблен – тот очарован.

Русские крестьяне к 18-19 веку сохранили традиционные взгляды на любовь. И описывали любовную страсть как жалость. Доктор исторических наук Елена Смилянская в своей книге описывает документ допроса нижегородской крестьянки Авдотьи о её любви к сыну писаря Степану: «Той как 3 года стало жаль Степана Борисова. И всегда она на него смотрела, а когда его не видит, то была у неё великая по нему тоска».

-4

Бить не бить

Бить жён в древней Руси было не принято. В отличии от домостроя 16 века, в более ранних нравоучительных писаниях 11 века нет рекомендаций бить жену, как бы плоха она не была. Согласно сборнику 1076 года, наоборот жену следовало беречь. Все дело в том, что женщина в обществе древней Руси занимала достаточно высокое положение. И яркий тому пример – княгиня Ольга, которая была во главе государства.

Среди бытовых проблем отмечались кражи друг у друга и даже драки. Для жены побившей мужа был предусмотрен штраф в 3 гривны. Для мужа такого штрафа не было. Были предусмотрены даже ситуации, когда жена тебе попалась чародейка. Предписано в таком случае её не выгонять, а наказать по-свойски.

-5

Что не любили в женщинах того времени? В исторических документах обличают вздорность, злобность, непослушание мужу и священнику, а еще кокетство.

Развод

Развод прямо запрещался церковью. Но на самом деле, ни развод, ни повторные браки не вызывали никакого общественного осуждения. В отличие от западной Европы, где под окнами разведенных устраивали шумиху.

Развод был возможен только по вине жены. Отсутствие любви и согласия не могло служить основанием для развода. В те времена счастье, любовь и взаимопонимание не были условиями и целью брака, как в наше время.

-6

Для женщин существовали более строгие ограничения. Женщин считали более близких к дьяволу и сосудом греха. Советский антрополог Игорь Кон считал, что причина проста. Женщины как правило происходили из чужого рода, поэтому ей приписывались, в лучшем случае, сомнительная верность, а иногда и прямая враждебность. Вот так и описывались женщины, как чуждые опасные формы жизни или даже колдуньи.

Ставьте нравится. Вам не тяжело, а автору приятно.

Подписывайтесь на канал Мечи да щиты!

Советую посмотреть: