Найти тему
АвтоДвиж

Вспоминаем ГАЗ-69 и его необычные модификации

В 1946 году на автозаводе имени Молотова начались работы по созданию нового советского вездехода под названием «Труженик» - именно такое официальное имя поначалу присвоили знаменитому ГАЗ-69. Название что ни на есть говорящее: этому автомобилю суждено было стать незаменимым помощником как работников сельского хозяйства, строителей и геологов, так и военных. Правда, имя это в дальнейшем так и не прижилось: серийные машины никакой официальной марки, кроме заводского индекса ГАЗ-69, не имели.

Опытный образец ГАЗ-69 с собственным именем "Труженик"
Опытный образец ГАЗ-69 с собственным именем "Труженик"

Горьковские конструкторы спроектировали свой новый внедорожник с максимальным использованием уже освоенных в производстве агрегатов. В итоге его удалось унифицировать с легковыми «Победами» и грузовиками ГАЗ-51 по двигателю, коробке передач, дифференциалу, рулевому механизму, амортизаторам, тормозам, аккумулятору, фарам, фонарям и другим более мелким деталям. Это позволило в разы удешевить подготовку производства. Кроме того, значительно упрощался процесс ремонта: запасные части были в достатке!

Государственные испытания ГАЗ-69 с прицепом ГАЗ-704
Государственные испытания ГАЗ-69 с прицепом ГАЗ-704

Основным назначением ГАЗ-69 являлась работа на грунтовых дорогах. Отличные вездеходные качества обеспечивались значительным клиренсом, маленькими углами въезда и съезда, удачным распределением веса по осям. Трансмиссия была выполнена по схеме, которая сегодня именуется «Part time»: с жестко подключаемым передним мостом. При этом раздаточную коробку, разумеется, сделали 2-ступенчатой. По сравнению с предшественником (ГАЗ-67Б) новый внедорожник имел вдвое большую вместимость салона (восемь человек против четырех), при этом расход топлива существенно снизился за счет меньшего объема двигателя, а средняя скорость на разбитых дорогах – наоборот, заметно выросла благодаря более совершенной подвеске.

Серийный образец ГАЗ-69
Серийный образец ГАЗ-69

Наряду с базовой моделью ГАЗ-69, которая позиционировалась как грузопассажирская (поскольку скамейки в задней части кузова можно было сложить, освободив место для груза), с конвейера начала сходить «легковая» модификация ГАЗ-69А. Боковых дверей у нее было не две, а четыре, а салон был выполнен по классической «легковой» схеме: два отдельных сиденья впереди и 3-местный диван сзади. Общая вместимость, таким образом, составляла 5 человек, а в задней части кузова имелся обособленный багажник, в котором хранилось запасное колесо (у ГАЗ-69 «запаска» висела снаружи на левой боковине кузова).

"Легковой" ГАЗ-69А
"Легковой" ГАЗ-69А

На родном автозаводе в Горьком автомобили ГАЗ-69 выпускали совсем недолго: с 1953 до конца 1955 года. Дело в том, что сам ГАЗ испытывал острый дефицит производственных площадей, и чтобы нарастить выпуск грузовых автомобилей, как того требовало правительство, ему пришлось передать изготовление некоторых видов продукции другим советским заводам. В числе таких переданных изделий как раз и оказались ГАЗ-69 вместе с ГАЗ-69А и прицепами ГАЗ-704: их сборку передали Ульяновскому автозаводу. Перевод производства происходил поэтапно, начиная с 1954 года. И уже в 1956-м Ульяновский автозавод стал единственным изготовителем «шестьдесят девятых». Марка автомобилей при этом не менялась – вплоть до прекращения производства в 1973 году они официально назывались «газиками»: ГАЗ-69 и ГАЗ-69А.

Сборка ГАЗ-69 на конвейере
Сборка ГАЗ-69 на конвейере

Уже через 3 года после начала выпуска ГАЗ-69 начали экспортировать во многие страны мира. «Козлик» пользовался популярностью в Латинской Америке, Африке и Азии. Всего автомобили ГАЗ-69 поставляли в 56 государств. Английский эксперт по внедорожникам Д.Джексон напишет в книге, вышедшей в 1982 году, про ГАЗ-69 так: «Дешевая и продуманная старомодная конструкция, которую без труда может поддерживать на ходу малоквалифицированный и плохо экипированный механик…»

А так выглядел интерьер ГАЗ-69: железо, железо и еще раз железо!
А так выглядел интерьер ГАЗ-69: железо, железо и еще раз железо!

Почему, кстати, ГАЗ-69 стали называть в народе «козликом»? Дело в особенностях его рессорной подвески. При движении по грунтовым дорогам, не отличавшимся ровностью, на любых кочках и ямах машина высоко подпрыгивала, напоминая этим заупрямившегося козла.

А еще на базе ГАЗ-69 в разные годы предпринимались попытки постройки целой кучи опытных машин, которые пытались наделить еще более высокой проходимостью. Ни одна из них в итоге не стала серийной, однако посмотреть на них, думаю, всем будет интересно.

ГАЗ-69Л на широкопрофильных липсоидных шинах (разработан УАЗом)
ГАЗ-69Л на широкопрофильных липсоидных шинах (разработан УАЗом)
НАМИ С-3МУ с пневматическими гусеницами
НАМИ С-3МУ с пневматическими гусеницами
Снегоход ГАЗ-69С с портальными мостами (разработка ГАЗа)
Снегоход ГАЗ-69С с портальными мостами (разработка ГАЗа)
Снегоход ГАЗ-69С  с одним портальным мостом и лыжами (разработка ГАЗа)
Снегоход ГАЗ-69С с одним портальным мостом и лыжами (разработка ГАЗа)
Снегоход ГАЗ-69С  с опускающимся стальным колесом с развитыми грунтозацепами (разработка ГАЗа)
Снегоход ГАЗ-69С с опускающимся стальным колесом с развитыми грунтозацепами (разработка ГАЗа)
Снегоход ГАЗ-69С  с гусеничным движителем (разработка ГАЗа)
Снегоход ГАЗ-69С с гусеничным движителем (разработка ГАЗа)
Снегоход ГАЗ-69С  с фрезами вместо колес (разработка ГАЗа)
Снегоход ГАЗ-69С с фрезами вместо колес (разработка ГАЗа)

Спасибо за внимание! Не забываем ПОДПИСЫВАТЬСЯ на канал и СТАВИТЬ ЛАЙК!

Авто
5,66 млн интересуются