У каждого из нас в жизни были моменты, когда нас пытались сбить с толку, перебить или помешать.
Ситуации могут быть разные: вы выступаете со своим докладом на работе и коллеги начинают задавать кучу вопросов, вы рассказываете историю и друзья пытаются перебить вас и подшутить над вами, или в детстве вы рассказываете стихотворение у доски, а одноклассники в этот момент болтают между собой.
Разберем те ситуации, в которых вы выступаете в роли спикера, и в группе есть деструкторы, которые нам мешают.
Что сказать и что сделать, чтобы вернуть аудиторию в нужное нам состояние? Как успокоить выскочку и сделать так, чтобы он не стал нашим врагом, а стал нашим другом?
Кому эта информация будет полезна:
- студентам, так как приходится часто выступать с докладами, отвечать на экзамене и защищать диплом
- руководителям/менеджерам, чтобы уверенно проводить собрания, всегда держать ситуацию под контролем
- работникам крупных компаний, которым приходится выступать с презентациями, рассказывать о своих успехах
- преподавателям, вожатым, наставникам, так как часто взаимодействуют с учениками и часто бывают в роли спикера
- всем, кто хочет научиться уверенно выступать, не бояться своих слушателей, уметь направлять их энергию в правильное русло
Ниже список рекомендаций, которые помогут вам справиться с отвлекающими.
Почти всеми способами я пользовался лично и проверил их на своем опыте.
Я дважды работал на руководящей позиции, в моей команде было более 50 человек. Моменты, когда во время собрания или другой общей встречи кто-то пытался мне помешать или отвлечь, случались не часто, а если и случались, то чаще всего это было не умышленно, но тем не менее, ситуации возникали и главное - было понимать, как из них выйти.
Также в свое время я работал рекламным агентом в образовательном центре. Это тот человек, который приглашает школьников на различные образовательные мероприятия. Так вот на этой работе деструкторы и выскочи встречались очень часто) Школьники с 5 по 11 класс очень своенравная аудитория, которая постоянно пытается тебя сбить, перебить и перетянуть одеяло на себя. Вот с ними мне удалось поупражняться, как правильно отвечать "выскочкам".
Важный момент!
Не настраивайте себя, что среди ваших слушателей обязательно должны быть деструкторы. Чаще всего аудитория к спикеру относится с уважением и пониманием. Возможно таких ситуаций не возникнет вовсе, но если они возникнут, мы будем к ним готовы!
Итак, вот ряд действенных методов по работе с деструкторами/выскочками:
- Выдержите паузу, это самый простой и эффективный метод,. Если вам кто-то мешает, общается во время вашего выступления, то первое, что нужно сделать - это замолчать, выдержать паузу и посмотреть на человека, который сейчас болтает. Группа, как правило, сама его успокоит. В 70% случаев, если перед вами адекватная аудитория, то паузы будет достаточно. Главное, в момент паузы не делать грозный учительский вид. Ваша задача не отругать человека, а просто дать понять, что в данный момент его разговоры вас отвлекают.
- Задействуйте отвлекающего. Попросите чем-то помочь, что-то подсказать. Можно попросить выйти на сцену, чтобы он поучаствовал в задании или помог вам раздать бланки.
- Задайте вопрос. Тем самым вы отвлечете деструктора. Можно спросить, все ли ему понятно, остались ли какие-то вопросы, были ли у него похожие ситуации. Если вы хотите вопросом не отвлечь, а дать понять, что вас отвлекают, то спросите "Могу ли я вам чем-то помочь?". Такой вопрос сразу даст понять, что вам мешают.
- Обратитесь лично и просто проговорите проблему. Обратитесь к человеку по имени или узнайте, как его зовут, если вы не в курсе. Открыто дайте понять деструктору, что он вам мешает. Можно сказать "Жень, извини, ты меня сейчас отвлекаешь". Этот метод надо использовать крайне аккуратно. В тех случаях, когда отвлекающий не понимает, что он кому-то мешает. Ваша речь в этот момент должна быть максимально безэмоциональная и ровная. У нас нет задачи поставить человека в неловкую ситуацию.
- Подшутите. Шутка должна быть не жесткая и уместная. Наша задача не растоптать его и не нажить себе врага, а просто обозначить, что вы здесь лидер, так как вы сейчас выступаете и можете себе позволить подшутить.
- Заступитесь за деструктора. Сразу скажу - этот метод крайне непростой. Можно использовать этот метод, когда группа сама начала успокаивать и затыкать отвлекающего. Мягко, но уверенно скажите, что замечание вы сможете сделать сами и “деструктор” знает, как себя вести. Заступаться нужно крайне аккуратно, чтобы не обидеть других участников. И не используйте этот метод, когда вы сами выдержали паузу.
- Похвалите. Если "выскочка" пытается показать свою экспертность и каждой фразой хочет показать, что он разбирается в теме лучше вас, то не стоит его переубеждать и ругаться. Похвалите его. Скажите, что он большой профессионал и информация действительно полезная. Говорите это, если действительно так считаете. Также вы можете попросить его дальше помогать вам, это сильно расположит человека и всю аудиторию.
Еще один важный момент. Не всегда человек, который вас отвлекает делает это специально. Деструктор возможно и не знает, что он деструктор. Поэтому мы не должны воспринимать эти разговоры и комментарии на свой счет. Не обижайтесь и не злитесь. В момент вашего выступления вы являетесь лидером, поэтому ваша задача оставаться спокойным и уверенным.
Если у вас остались вопросы или есть дополнения, то пишите в комментарии.
И если данная статья вам показалась полезной, то поддержите, пожалуйста, лайком или подпиской)
Позже напишу статью о каверзных вопросах. Какие они бывают и как на них отвечать.