Шины с шипами применяются во многих странах. Например, в Швеции, где число дней с гололедом около 90, в Германии 30 дней, в некоторых странах Запада 15 дней, а в Голландии 5 дней. Так стоит ли устанавливать шины с шипами? Так ли они эффективны и безопасны? Не лучше ли потерять 10–15 минут на маршруте?
Опытные водители одевают такие шины, если приходится ехать по гололеду в течение почти всего маршрута или по горному перевалу, где съезд с дороги грозит падением в пропасть.
Позволяют ли шипованные шины увеличивать скорость на гололёдных участках в сравнении с нешипованными? Да, позволяют. Выигрыш в скорости очень небольшой, иногда незаметный, а вот безопасность при одной и той же скорости повышается. Автомобиль лучше держит заданную водителем траекторию.
Уберегут ли Вас такие шины от дорожно-транспортного происшествия? Сначала кажется что да, абсолютно, и у водителя возникает уверенность, что теперь он «король дороги». Но на обледеневшей дороге это касается только передней части его автомобиля. В заднюю часть автомобиля «нешипованные» коллеги будут ему бить почти на каждом перекрестке. Поэтому шипованные шины не следует применять в городе, так как позади вас всегда будут автомобили с обычными шинами. При движении по дороге на автомобиле с шипованными шинами водителю нужно тормозить с учетом возможных маневров других автомобилей. Ведь удар в заднюю часть автомобиля иногда приносит больше бед, чем лобовой удар.
Специалистами (в том числе и автором) были проведены многолетние исследования по эффективности применения шипованных шин. Было исследовано движение на ледяном поле стадиона, по укутанному снегу, на открытом поле, на рыхлом снегу в лесу, на тонком слою снега, по цементобетонному, асфальтобетонному и щебеночному покрытиях. Исследовались три основных маневра: разгон, торможение и маневрирование автомобиля на закруглении.
Что же показали исследования?
При разгоне по ледяной поверхности или рыхлому снегу шипованные шины имеют небольшое преимущество перед обычными. При трогании с места на цементнобетонном или асфальтобетонном покрытиях различия вообще нет. Шипованные шины иногда пробуксовывают, царапая дорожное покрытие. Глубина бороздок достигает 2,5–4,0 мм.
При торможении на дороге, покрытой льдом, тормозной путь у автомобиля на шипованных шинах уменьшается на 20–25 % по сравнению с обычными. По укатанному снегу их преимущество составляет всего 5–10 %, а на рыхлом снегу тормозной путь обеих шин почти одинаков. Преимущество шипованных шин наблюдается лишь при условии образования под снегом корки льда. Но и в этом случае оно незначительное. При торможении на чистых сухих асфальтобетонном или цементобетонном покрытиях с неблокированными колесами автомобиля и при небольшой интенсивности замедления различий в тормозном пути обеих шин не наблюдается.
Иначе обстоит дело с блокированными колесами.
Тормозной путь на асфальтобетонном покрытии у автомобиля с шипованными шинами на 20 % больше, чем с нешипованными.
При движении на закруглении малого радиуса, расположенного на спуске или подъеме, и имеющего значительный поперечный уклон, при невысокой скорости шины дают преимущество, обеспечивая более надежное движение. При скоростях движения, равных предельным на сухом покрытии дороги, шипованные шины ведут себя, как обычные.
Когда водитель не узнает свой автомобиль.
Даже самый опытный водитель при движении по очень скользкому ледяному покрытию, т. е. при очень напряженном движении, иногда начинает чувствовать, что автомобиль как-то не слушается его. Объясняется это просто. Направление движения управляемых колес автомобиля корректирует дорога. Если на сухом асфальте и цементобетонном покрытии небольшой камень или неравномерность поперечного уклона дороги не оказывали влияния на направление движения автомобиля, задаваемое водителем, то при гололеде бороздки застывшего льда или снега, попавшие даже под одно колесо, уводят автомобиль в сторону.
Водителю в этом случае не следует сразу же корректировать направление движения рулевым колесом. Надо подождать, когда кончится это возмущение, так как обычно оно непродолжительно, и автомобиль затем сам занимает предназначенную ему полосу движения. «Гололедные» участки часто доставляют опытным водителям немало неприятных минут, поскольку у них возникает сторожевое недоверие к управляемому автомобилю. Водителю кажется, что это не его автомобиль и на нем вообще невозможно.
«Чужой» по методам управления автомобиль вызывает у водителя чувство «липкого страха», неудовлетворенности поездкой и всем окружением на дороге. И несмотря на то, что виновата дорога, водитель все свое внимание сосредоточивает на автомобиле, фиксирует все его недостатки, хотя знает, что их совершенно не прибавилось. В данном случае шипованные шины значительно повышают надежность движения и уверенность управления автомобилем.
Если у шин отсутствуют шипы, управление автомобилем сильно утомляет водителя, а сумма всех раздраженней может привести к необдуманному маневру и, как правило, к дорожно-транспортному происшествию.
Будьте внимательны. Удачи Вам на дорогах.
Дорогой читатель, спасибо за то, что дочитал эту статью до конца! Если она понравилась тебе, то поставь палец вверх и подпишись на канал! А также читай по теме "Ни за что не делайте это при ДТП" и "Какие правила чаще всего нарушают?"
Группа в VK - https://vk.com/unukovsky_school
Мой канал на YouTube - https://www.youtube.com/channel/UCLeTXroFxidSQa8NBsz1pLg?view_as=subscriber