Найти тему
МАТЕРИК

Какую роль играет первое впечатление о человеке?

Что такое «эффект ореола»? Существуют ли привилегии у привлекательных людей в суде? Зачем мозг целенаправленно заводит нас в ловушку?

В 1977 году американские психологи Нисбетт и Уилсон провели социальный эксперимент, смысл которого заключался в формировании впечатления о человеке. Участниками исследования стали студенты — их разделили на две группы и предложили посмотреть два разных видео одного и того же преподавателя. Первая группа смотрела видеозапись, где лектор ведёт занятие с позитивным настроем, дружественно, а вторая — наоборот, где он груб и резок. 

-2

После просмотра каждого из участников попросили оценить личность преподавателя по его манере речи, внешности, акценту и тд. В итоге первая группа описала лектора как привлекательного человека с хорошими манерами и даже после просмотра второго видео они остались при своем мнении. То же самое произошло со второй группой — никто из участников не смог дать объяснение своему восприятию, однако, несмотря на другое видео, они продолжили считать лектора грубияном

Данное явление в психологии называется «эффектом ореола». Дальнейшие исследования показывают, что люди автоматически присваивают симпатичным и приятным людям такие черты как талант, доброта, честность и ум. К тому же они не замечают, что в данных суждениях играет роль физическая привлекательность. 

-3

Данный эффект проявляется в ситуациях, связанных, например, с наймом сотрудников на работу. Согласно одному из исследований, хороший вид претендента часто играет важную роль в процессе отбора кандидатов на должность, в отличие от профессиональных навыков этих людей.

Не менее тревожные исследования показывают, что строение костей и пропорции тела могут влиять даже на судебные процессы. Например, в пенсильванском исследовании (Stewart, 1980) ученые ранжировали 74 обвиняемых согласно их физической привлекательности перед их судом. В дальнейшем, проверяя результаты данных случаев, они обнаружили, что приятные на вид люди получили менее строгие наказания. Фактически, симпатичные обвиняемые вдвое чаще несимпатичных избегали тюрьмы.

-4

Другие эксперименты продемонстрировали, что привлекательные люди чаще получают помощь, если она им требуется, и с куда большим успехом могут убеждать людей менять свое мнение.

Но зачем нашему мозгу целенаправленно заводить нас в ловушку? 

В течение жизни нам приходится перерабатывать гигантские объемы информации. Нам нужно ориентироваться в ней при минимуме сведений, а для этого необходимо как-то классифицировать окружающие объекты и субъекты, взаимодействовать с ними. «Эффект ореола» упрощает эти процессы.

Если бы люди каждый раз глубоко анализировали весь входящий поток визуальных и иных стимулов, то могли бы сойти с ума, поэтому «эффект ореола» действует как защитный механизм. Однако при этом мы лишаем себя более объективного взгляда, и, как следствие, ограничиваем свои возможности. Поэтому человек, на которого вы «надели» ореол, рискует навсегда остаться в ваших глазах в придуманной вами для него роли.

-5
Что вы думаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Заплывай на МАТЕРИК через ВКонтакте и Instagram.

Также Вы можете почитать наши статьи о других психологических экспериментах: