Найти тему
Археология смысла

24. ОБРАЗ – это ОБлачение знания в удобную для восприятия форму! ОБРАЗ и ОБРАЗОВАНИЕ.

Оглавление

ОБРАЗ – это то, что можно ВО-ОБРАЗ-ИТЬ,

облачить видимую, невидимую или трудноуловимую информацию ВО ОБРАЗ, в удобную для восприятия форму. Чаще – это видимая картинка или воспринимаемая органами чувств. Статичная или в движении. Или в более ментальной форме, на грани абстрактного.

А СПОСОБНОСТЬ преобразовать некую словесную информацию в видимую картинку-образ – это ВО-ОБРАЖЕНИЕ.

Визуальный образ с визуального источника
Визуальный образ с визуального источника

Как сделать невидимое видимым? Нечто непознанное познаваемым?

Нужно накинуть на нашего "невидимку" тонкий облегающий плащ! Или ОБсыпать мукой. Распылить на него краску из баллончика! ОБлачить во что-то! Чтобы как-то проявить, отделить невидимку от остальной области невидимости!

Кадр фильма "Невидимки" (Россия, 2015) из открытого доступа
Кадр фильма "Невидимки" (Россия, 2015) из открытого доступа

И тогда нам всё станет видно глазами, зрением! ОЧЕ-ВИДНО!

Об-РА-З – как раз отражает этот процесс! Расшифруем:

О(б): символ Обволакивания, Облачения. Об – это вокруг.
РА: вкладывание энергии преодоления границ РА, чтобы создать что-то новое. Сделать неведомое изведанным и установить, таким образом, новые границы.
З: образ проникновения, удара, пронзания, хватки. То есть, схватить самую суть, в одно действие, быстро, одномоментно.

Тогда:

Об-РА-З - это ОБлачающее действие по созданию чего-то нового РА + быстрое разящее в самую суть З .

Об(вокруг) РА-З и всё! Окружили и проникли в самую суть! Поймали ОБРАЗ! Всё по спартански кратко!

Образ – это схваченная суть! Картинка. Предельно сжатая, концентрированная информация, которая не занимает много места в памяти.

Или нематериальный отпечаток-слепок с материального объекта или абстрактного понятия, отражение.

Образ создания образа!
Образ создания образа!

Каким бывает образ?

Образ может быть на грани абстрактного. Как хвостик, за который можно ухватить знание об объекте, субъекте, явлении. Рассказать о знании. Сделать его передаваемым. Образы помогают нам познавать мир, учиться, и составлять библиотеку памяти.

Образ может быть конкретным или собирательным. Более или менее узнаваемым. Легкопередаваемым – например, образы дерева, дома, льва, человека. Менее передаваемым – образы силы, хрупкости, нежности, успешности.

Узнаваемый облик льва. Хотя и неокрашен.
Узнаваемый облик льва. Хотя и неокрашен.

А как передать абстрактное понимание числа "четыре"? А понимание, что такое электромагнитная волна? Напрямую никак. Приходится прибегать к образам-аналогиям.

Четыре диска /С уважением, ваш Кэп.
Четыре диска /С уважением, ваш Кэп.

С электрическими явлениями так не получится!

Электромагнитная волна – это поперечная волна, в которых вектора напряжённостей электрического и магнитного полей колеблются перпендикулярно направлению распространения волны... Уф! Как же трудно уловить образ!
Электромагнитная волна – это поперечная волна, в которых вектора напряжённостей электрического и магнитного полей колеблются перпендикулярно направлению распространения волны... Уф! Как же трудно уловить образ!

Образ и образование.

Ценное умение учителя – передать ОБРАЗ! И не только! Учитель должен научить ученика уловить суть и правильно сформировать СВОЙ ОБРАЗ, дать возможность закрепить ОБРАЗ в памяти. Но и этого мало! Нужно ещё проследить за тем, насколько умело ученик воспроизводит сформированный в памяти ОБРАЗ. По мере необходимости учитель поправляет то или иное упущение!

Это всё и называется ОБРАЗОВАНИЕ! Процесс и результат!

Образование –  уловить и уложить нужные образы из бесконечной Мировой библиотеки.
Образование – уловить и уложить нужные образы из бесконечной Мировой библиотеки.
ОБРАЗОВАНИЕ – как процесс: это в прямом смысле ОБРАЗОВАНИЕ нужных образов-картинок, и приведение этих образов в стройную систему.
ОБРАЗОВАНИЕ – как конечный результат: сформированная в соответствии с учебным планом система ОБРАЗОВ, вместе с умением её воспроизвести.

Мы снова встретили слово, суть которого хранится прямо на уровне слогов: ОБ+РА+З!

От которого произошло много других слов: ВООБРАЖЕНИЕ, ОБРАЗОВАНИЕ, СООБРАЖЕНИЕ, СООБРАЗИТЬ, ПРЕОБРАЖЕНИЕ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ, ОБРАЗЕЦ, БЕЗОБРАЗИЕ и др.

И конечно, вы всё это знали!

До новых встреч!

Следующая статья: 25.1. Секреты образного мышления наших предков. Слова-свидетели истории: Представление. Чудо. Безобразие.

Предыдущая статья: 23. ДЕти – они такие!