Найти в Дзене
kin0guru

Страх (США, 1963)

В первый раз этот фильм я посмотрел еще в 1990е и с тех пор он практически стерся из моей памяти. А вчера случайно наткнулся на него по ТВ, при чём под буквальнейшим вариантом названия - "Террор", хотя к политике и террористам сюжет его явно отношения не имеет. Либо "Страх", либо "Ужас" - третьего не дано. Толковать, что предпочтительней, тут особо нечего, любой сойдет, особенно зная историю создания картины.

Роджер Корман вошёл в историю жанрового кинематографа, как великий умелец создавать фильмы ужасов и трэш-фантастику малыми средствами (а то и вовсе из ничего), а также вдохновлять на это других. При этом большинство из этих работ вполне смотрибельны. Талант и чутьё не пропьешь.

-2

Настоящей же классикой жанра стал ряд его вольных экранизаций по мотивам "страшных" произведений Эдгара Аллана По, снятых в первой половине 1960х как правило с актёром Винсентом Прайсом. Но этот фильм к ним мало относится. Это просто пример продюсерской хватки.

Весной 1963 года, когда подходило к концу производство комедийного ужастика "Ворон", Корману пришла идея, что два оставшихся свободных дня в интерьерах замка, где проходили съемки фильма, можно и нужно использовать еще для одной картины. Спросив у сценариста Лео Гордона, нет ли у того задумок со старинным замком, он поручил ему за неделю накидать страниц 60 хоть о чём, лишь бы там была сцена затопления. Сказано сделано.

Так как Прайс уже был занят в другом проекте, Корман решил задействовать пожилого Бориса Карлоффа и молодого Джека Николсона (да-да, тех самых, и тоже сыгравших в "Вороне"), а последний предложил на главную женскую роль свою тогдашнюю жену Сандру Найт (вылитая Наталья Фатеева). Все два дня прошли не в самом осмысленном брождении по замку (сценарий так и не был толком придуман), плюс сняли сцену его затопления.

-3

Работу затем продолжил по поручению Кормана режиссёр Фрэнсис Форд Коппола (тот самый), но лишь три месяца спустя, в сентябре. Сцены на морском берегу и скалы были сняты в Калифорнии. В эпизоде, где Николсон бросается в бурные волны, актёр действительно чуть не утонул. Жена его к тому времени забеременела. Завершал съемки очередной режиссёр, зимой, когда сюжет после множества переработок принял окончательный вид. У Сандры Найт из-за заметно округлившегося животика снимали только верхнюю половину. Позже выявились и внешние несоответствия, и логические нестыковки, но на них не хочется обращать внимание.

Умели же передавать атмосферу, без всяких компьютерных технологий, будто на самом деле всё происходило в начале XIX века. Даже сценарий, вроде бы сделанный пятой ногой, выглядит на голову выше множества нынешних недоразумений с многомиллионными гонорарами.

(4/5)

(c) Albert Magnus для kin0guru