Найти тему

Выморозка. Краткий экскурс в технологию

Судоверфь в пос. Жатай, Якутия
Судоверфь в пос. Жатай, Якутия

Сегодня, как известно, праздник труда. Так вот к людям, о которых пойдёт речь в этой статье, понятие "труд" более чем применимо. Последние годы идут разговоры о модернизации якутских судоверфей ( в том числе, в Жатае), но в любом случае способ починки судов, о котором пойдёт речь, долго ещё будет востребован.

Есть я Якутии такой посёлок под названием Жатай. Температура здесь бывает в районе -45°С, а бывает, и ниже опускается, аж до -60°С. Жатай находится на реке Лена. Население Жатая составляет всего лишь порядка 10 000 человек! Здесь находится Жатайский судоремонтно-судостроительный завод, куда ставятся на зимовку и ремонтируются суда Ленского речного пароходства.

Винт судна в майне
Винт судна в майне

Здесь применяется дедовский уникальный метод ремонта кораблей (он используется только в России, и только на Дальнем Востоке и в Сибири, и больше нигде) под названием “выморозка”. Его суть состоит в отсутствии необходимости подъема судов из воды в док для проверки и ремонта корпусов, элементов винто-рулевой группы и прочее. По мере замерзания воды в реке под судном вырубаются и выпиливаются полости, которые называются “майны”. По мере готовности майны, участок корпуса корабля можно осматривать и ремонтировать, тогда как остальная его часть зафиксирована льдом реки. В среднем глубина майны составляет около полутора метров, а в портах, находящихся на крайних северных точках страны, например, в Тикси, ранее глубины майн были ещё больше - порядка трёх метров.

Ещё один винт в майне
Ещё один винт в майне

Выморозчик может заработать очень неплохие для региона деньги, порядка полумиллиона рублей за сезон. Но это тяжелейший ежедневный труд. С утра до вечера по мере замерзания реки кирками и бензопилами необходимо снимать лёд слой за слоем при экстремально низких температурах. И чем ниже температура, тем лучше для тех, кто занимается выморозкой, т.к. лёд быстрее замерзает, и нет необходимости ждать, соответственно, можно отремонтировать больше судов, и получить больше денег. Ремонтной бригаде приходится осматривать и чинить суда в полусогнутом состоянии, при этом есть риск затопления майн, в случае если выморозчик не рассчитает, и снимет больше льда, чем нужно, дойдя до ещё не замёрзшей воды. В этом случае вознаграждения он не получает и начинает свой труд заново.

Вид на причал
Вид на причал

В начале льда срезают совсем немного, порядка 50 см, дальше слои могут быть больше, но обязательно необходимо следить за сводками погоды, чтобы “не переборщить”. От этого может зависеть не только не получение вознаграждения, но и жизнь ремонтной бригады. Особенно тяжело чинить суда под килем, иногда это приходится делать на коленях, на корточках или вообще лёжа. Чтобы нагнать холодный воздух в уже готовую майну, иногда рабочие ставят вентиляторы сверху, чтобы, не дай Бог, майна не дала течь. В порту Жатай за зиму успевают осмотреть и при необходимости отремонтировать до начала навигации порядка 130 судов.

Forwarded from Пиратская баржа