Разные страны выбирают различные способы борьбы с пандемией коронавируса. В Южной Корее реализовали собственный план, уже доказавший свою эффективность. И не последнюю роль в нем сыграли автомобили.
«Сгладить кривую» – это выражение стало одним из самых популярных в период новейшей пандемии. Все мы теперь знаем, как важно добиться того, чтобы число инфицированных не росло с каждым днем, а было более-менее одинаковым, чтобы эпидемический процесс был растянут во времени. Только так можно избежать перегрузки системы здравоохранения, а вместе с ней – роста смертности.
Южная Корея стала второй страной после Китая, которой удалось сгладить кривую заболеваемости вскоре после вспышки эпидемии среди своих граждан. И это при том, что южнокорейские власти не стали вводить строгий карантин и останавливать экономическую активность, как это сделали в Китае. Даже глава ВОЗ призвал глав других стран обратить внимание на эффективность мер, принятых Южной Кореей, и воспользоваться ее опытом. Количество новых зараженных в стране стремится к нулю: 30 апреля было выявлено всего 4 случая, все – у недавно прибывших иностранцев.
Что особенного делали корейцы, чтобы остановить коронавирус?
Быстро приступили к действиям
Всего через неделю после того, как в стране был зафиксирован первый случай коронавируса, власти встретились с представителями медицинских компаний и призвали их создать собственные тесты. На вторую неделю, когда счет зараженных все еще шел на десятки, здравоохранительные учреждения уже получали тысячи наборов для тестирования ежедневно.
Кроме того, в Южной Корее быстро выявили первый очаг распространения инфекции – в городе Тэгу, – и сделали все, чтобы изолировать его. Коронавирус имеет продолжительный инкубационный период, в течение которого носитель разносит заразу, поэтому так важно действовать как можно быстрее. Ведь если людей с выраженными симптомами десятки, то это означат, что счет «анонимных», бессимптомных инфицированных уже может идти на сотни.
Отслеживали перемещения и контакты инфицированных
Вместо того, чтобы закрывать всех дома, южнокорейские власти сконцентрировались на выявлении инфицированных и тех, кто с ними контактировал. Все недавние перемещения нововыявленных зараженных отслеживаются с помощью камер безопасности, активности банковских карт, GPS- данных телефонов и автомобилей. Находившимся в одном районе с инфицированным рассылаются СМС с призывом пройти проверку на наличие вируса.
Отправленные на карантин обязаны загрузить на смартфон специально приложение, подававшее сигнал властям при нарушении режима изоляции. Штрафы за подобные проступки достигают 2500 долларов. Инфицированных изолируют, пациентов со слабовыраженными симптомами отправляют в специальные центры под наблюдение – это позволяет оставлять больничные койки свободными для серьезно больных. Благодаря этому коэффициент смертности среди зараженных в Корее один из самых низких в мире: на 30 апреля он составлял 2,29%. Сравните с 15% в Бельгии и Великобритании!
Провели поголовное тестирование, в том числе среди автомобилистов
Еще одной эффективнейшей мерой стало масштабное тестирование на коронавирус, развернутое по всей стране. Уже в первые дни эпидемии в Южной Корее проводили около 3000 анализов в день, но вскоре это число достигло 20 000.
Чтобы достигнуть таких показателей, по стране были развернуты более 600 пунктов приема анализов. Важным нововведением стало внедрение пунктов диагностики для автомобилистов, работавших по образцу «автомобильных окон» в ресторанах быстрого обслуживания. Первый такой пункт, в котором водителю и пассажирам даже не нужно выходить из машины, чтобы пройти проверку на вирус, был открыт еще 26 февраля. Сегодня их десятки по всей стране, и в каждом за день сдают анализы несколько сотен человек.
Вот как это происходит: автомобили подъезжают к парковке, где их встречают служащие в костюмах биологической защиты. Транспортные средства распределяются по нескольким пунктам сбора анализов, где медсестры в защитном снаряжении регистрируют водителя и пассажиров, проверяют температуру и берут ватной палочкой анализы слизистой рта и носа. Вся процедура занимает не более 10 минут. Результаты приходят в виде СМС в течение трех дней. Медики утверждают, что такой метод забора анализа намного безопаснее, чем диагностика в клинике или больнице, где инфицированные легко могут разнести заразу в очереди на анализ. Автомобили помогли выявить новые случаи и одновременно не допустить распространения эпидемии по медицинским учреждениям.
В борьбе с пандемией принимают непосредственное участие корейские автопроизводители. Kia Motors передала собственный учебный центр в Йонъине медикам для размещения в нем пациентов с легкой формой коронавируса. Размещение больных в таких учреждениях позволяет изолировать их от здоровых и разгрузить больницы.
Kia оказывает поддержку локальным сообществам во всех регионах присутствия компании – как в виде прямых пожертвований медицинским и гуманитарным организациям, так и предоставляя автомобили и необходимое оборудование медикам и волонтерам. В России Kia присоединилась к Акции взаимопомощи во время пандемии #мывместе. Компания пожертвовала 5 миллионов рублей на покрытие транспортных расходов, приобретение средств индивидуальной защиты и продуктов питания для волонтеров и пожилых людей, которым требуется помощь.
Кроме того, из корпоративного парка Kia Russia & CIS в распоряжение оперативного штаба Акции предоставлено 16 автомобилей для перемещения волонтеров акции #мывместе, а также доставки продуктов, хозяйственных товаров и предметов первой необходимости людям, нуждающимся в помощи в период социальной изоляции.
В кино и церковь – на колесах
Интересно, что пункты диагностики автомобилистов появились первыми именно в Южной Корее. Логично было предположить, что пионерами такой практики скорее станут США или страны Западной Европы, где автомобили давно и прочно вошли в жизнь жителей. Однако Южная Корея сегодня – мощная автомобильная держава с высоким уровнем автомобилизации. По данным портала Statista на 2019 год, в стране насчитывалось 457 автомобилей на тысячу жителей, практически по автомобилю на каждую пару жителей. Это значительно больше, чем в России, и сопоставимо с такими странами, как Франция и Великобритания. Южная Корея является пятым по величине производителем легковых автомобилей в мире, причем только на местном рынке продается около 1,5 млн автомобилей ежегодно – сопоставимо с Россией, где населения почти в три раза больше!
Южнокорейцы, как и американцы, привыкли делать многие вещи на ходу, не выходя из машины. Не удивительно, что в период эпидемии огромной популярностью стали пользоваться автокинотеатры, где можно посмотреть фильм, не выходя из автомобиля – и соблюдая правила социального дистанцирования. Первый автокинотеатр открылся в Южной Корее еще в 1994 году. Сейчас их 21 и билеты на сеансы разлетаются в считанные часы.
Личный автомобиль стал островком безопасности, который житель Южной Кореи хочет покидать как можно реже. Это понимают даже в консервативной религиозной среде – многие местные церкви стали предлагать службы для автомобилистов, на которых можно присутствовать, не покидая автомобиля. Пастор выступает, по сути, перед парковкой, на которой может быть до нескольких сотен машин прихожан. Речь транслируется через радиоприемники, выдаваемые водителям – практически как в кинотеатрах.
Опыт Южной Кореи показал, как важна роль собственного автомобиля в ситуации эпидемиологической угрозы. Безопасно сдать анализ, добраться до работы без риска для себя и окружающих и даже поддерживать подобие нормальной социальной жизни – как выяснилось, личный автотранспорт может сделать для нас куда больше, чем мы думали прежде. И любые модные приложения для каршеринга или вызова такси не могут заменить терпеливо ожидающего под окном автомобиля, ключ от которого лежит в вашем кармане.