Найти в Дзене

"Контейнирование": Достаточно Ли Предоставлять "Держащую Среду" или "Быть Контейнером" в Психотерапии?

Оглавление

О терминологии

В 1963 году Уилфред Бион, один из самых значительных персонажей в психоаналитическом направлении, подытожил свои идеи насчёт терапевта в качестве "контейнер", который может "сдерживать" в себе эмоции пациентов.

Дональд Винникот, также признаваемый важным участником Британской школы объектных отношений, рассуждал о том, как некоторые дети растут в домах, где перманентно происходит хаос; в результате они не уверены в себе и систематически ожидают худших событий. В сущности, эти дети воплощают в себе фатальный пессимизм.

Винникот описал "держащую" (удерживающую) среду как дом (разумеется, подразумевая людей в этом доме), который способствует развитию прочной структуры в психике ребёнка и снижению возникающих тревог - что иногда называют "фоновой безопасностью" или "ощущением благополучия".

Подход Биона, впрочем, был разработан для "более помешанных" пациентов и более-менее совместим с современной теорией объектных отношений.

Вкратце, модель Биона строится на теоретических выкладках его личного аналитика, также известной фигуры, Мелани Кляйн. В её модели одним из ведущих бессознательных процессов с самого начала жизни выступает проекция - отчуждение некого материала (идеи, чувства или импульса) из своей личной и приписывание его кому-то вовне.

Собственно, Бион писал о том, что и младенцы, и пациенты с тяжёлыми расстройствами, испытывая сложные внутренние переживания, видят их как невыносимые и ощущают (ненамеренно) необходимость куда-то их эвакуировать, в основном с помощью проекции.

Проецируя (помещая "материал") непереносимый внутри материал на опекуна (или терапевта), человек в некотором смысле ожидает, что тот поможет ему как-то переварить и придать смысл этому переживанию. Например, пациент может чувствовать по какому-то поводу злость, но не может выдержать её внутри полноценно ("само-контейнировать").

В таком случае многие пациенты бессознательно прибегают к механизму проекции переживаний на ближайший доступный объект - то есть "выбрасываю"т эти чувства, мысли и желания на образ терапевта. Который, согласно Биону - должен быть способен их: А) Выдержать; Б) Осознать в себе; В) Осмыслить их значение (в т.ч. понять, что это проецируемый материал); Г) Сообщить таким образом переработанную версию пациенту, чтобы тот смог это усвоить (не сразу, но со временем).

Другими словами, эта концепция предлагает модель поддерживающей терапии, когда один человек выслушивает другого человека и каким-то образом "впитывает" его чувства, помогая с ними справиться. Эта идея, в несколько упрощённом виде, была популяризована в книге "Мужчины с Марса, Женщины с Венеры", которая продвигает, что женщинам необходимо "понимание их эмоциональных потребностей", тогда как мужчинам требуется признание их достижений и заслуг.

О технике

Понятия контейнирования (сдерживания) и удерживающей среды подходят для поддерживающих компонентов любой терапии: речь о "создании безопасной обстановки" для взрослых людей.

Активное выслушивание - безусловно, полезная вещь для терапевтов, чем бы они ни занимались с клиентом, но обычно этого недостаточно для успешного излечения. С некоторыми людьми, которые страдают от психотических или пара-психотических заболеваний - понимающий, "впитывающий" сорт отношения со стороны терапевта довольно полезен, но терапевту также бывает необходимо принимать и более активные меры для помощи и защиты пациентов с такими расстройствами.

В общем, внимательное выслушивание, контейнирование или "обеспечение безопасной среды" для клиентов терапии - хотя и необходимый, но очень редко достаточный ингредиент эффективной психотерапии.

"Аналитическое выслушивание", кстати сказать, начинается с внимания и "впитывания", но к этому добавляется обработка реакций клиента и собственных с опорой на теоретические модели психических защит, стадий развития и т.п.

Внимательное выслушивание, впрочем, полезно в терапии кого угодно, но становится ключевым компонентом в лечении психозов и пограничного расстройства личности. Даже в этом случае - коррекция нарушений в проверке реальности и интеграции мыслей, аргументы против иррациональных идей и конфронтация сбоев в рассуждении также бывают ключевыми вмешательствами.

Хотя активное и эмпатическое выслушивание - обычно здравый подход к клиентам, сохранение "понимающей" позиции может быть проблемой, если люди во время терапии пытаются "травить" терапевта или имеют дефицит совести (недостаток вины, стыда, порядочности и этики). В этих случаях активность со стороны терапевта должна быть достаточно агрессивной и направляться на конфронтацию, коррекцию и попытки установить причины подобного поведения и нарушений.

В лечении людей, которые могут критически рефлексировать свои поступки и способны связно организовывать свои мысли - терапевту следует внимательно выслушивать, и затем указывать на нарушенные элементы психической активности. Эти элементы прежде всего подразумевают патогенные психические защиты, вроде проекции и отрицания.

Часто у терапевтов происходит слияние "эмпатии" с пассивностью и разрушительности с активностью. Когда эта иррациональная спайка имеет место, терапевты воспринимают свои вмешательства как вредные и "нечуткие" - в итоге испытывая вину по поводу любого хоть сколько-то активного вмешательства.

Если специалист уравнивает эмпатию с пассивностью, и бесчувственность с активностью, то терапевт будет слишком угнетён своей тревогой "навредить", чтобы проводить необходимые вмешательства.

В частности, работа с сопротивлением без вариантов требует активности со стороны терапевта. Бессознательная бунтарская враждебность пациента, переносимая с родителей - которая приводит к систематическим опозданиям на сеансы, пропускам встреч и бессознательно провоцирует терапевта на критические реакции (повторяя стереотипы из подросткового возраста с родителями) - должна обсуждаться терапевтом активно. Пассивное "контейнирование" в таких ситуациях вряд ли поможет людям решить свои проблемы.

С другой стороны, если человек рыдает, обычно лучше его не прерывать. Как подсказывает опыт, люди, которые плачут, неизбежно перестанут плакать; и лучше всего не пытаться что-то объяснять или выяснять у человека, который оглушен своими эмоциями.

Очень здорово для специалиста быть бдительным, "удерживающим" и вдумчивым. Удерживание ("контейнирование") в случаях, когда люди регрессируют и не справляются с переживаниями, обычно показано. Терапевт может заняться коррективными вмешательствами позже - перевирая пословицу, "ковать железо, когда остыло".