Мнения о пирамиде и особенно её применении в жизни спорно. Но я считаю Маслоу выдающимся ученым. Он потратил достаточно много сил на изучение мотивации успешных и творческих людей и потребностей человека.
Он внёс огромный вклад в понимание мотивов человека и в своё время его открытия были настоящим прорывом. Его труды нам полезны по сей день, именно этому и посвящена данная статья.
Дедушку Маслоу и его пирамиду очень полюбили маркетологи, экономисты и тренеры по продажам. Кстати Маслоу свою теорию в том виде, как мы её знаем не представлял. В пирамиду её обличили его последователи. Сам автор придерживался мнения, что этот порядок более гибок и может изменяться в зависимости от особенностей личности каждого отдельно взятого человека.
То о чем мало где упоминается - позже А. Маслоу добавил еще два уровня:
➕ уровень познавательных способностей
➕ уровень эстетических потребностей.
Подробное описание каждого из уровней:
- Физиологические потребности.
Самые жизненно важные, мощные, они обладают наиболее выраженной движущей силой по сравнению со всеми прочими потребностями.
Это дыхание, питание, сон, секс и прочие.
Например, если человеку не чего есть и ему при этом не хватает любви и уважения. То всё же в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный.
Удовлетворив физиологические потребности у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие). При этом физиологические потребности часто пересекаются с другими. Например, человек ощущает голод, но за этим может стоять не столько потребность в пище, сколько стремление к комфорту и безопасности.
2. Безопасность.
Потребность в безопасности, стабильности, зависимости, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса. Потребность в в структуре, порядке, законе, ограничениях и пр.
Наиболее показательный пример - это младенец. Он на подсознательном уровне, после того как удовлетворит жажду и голод, стремится к тому чтобы быть защищенным. Восприятие мира в раннем возрасте определяется удовлетворенностью физиологических потребностей. Расстройство желудка, голод, любое недомогание, которое во взрослом возрасте мы переживаем "легко", у младенца вызывает ужас. Ссоры родителей и конфликты в семье в буквальном смысле рушат стабильный и безопасный мир ребёнка. Новое часто воспринимается небезопасным и вызывает испуг у детей. Отсюда тяга детей к постоянству. Спокойствие, когда есть четкий режим дня.
Аналогично, но в более мягкой форме обстоит ситуация со взрослыми людьми. Из соображений безопасности они стремятся: застраховать свою жизнь, ставят прочные двери и сигнализацию, привержены консерватизму, порядку, сложнее воспринимают новое и т.д.
3. Любовь и принадлежность.
Человек стремится к теплым дружеским отношениям, общению, принадлежности к какой-то группе, единомышленникам, поиску партнера, возлюбленного.
Тяга к принадлежности, группе, поиску единомышленников впервые особо ярко проявляется в подростком возрасте. Даже стремление подростка к поиску примеров для себя, авторитетов, кумиров в глубине это стремление к общности. Я такой же как он, мы похожи, я хочу быть как он.
На первый план выходит желание любить и быть любимым. Не только в личном отношении, но и в социальном плане. Если прежде слово "любовь" не вызывало у человека ни чего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга.
4. Признание.
Человек нуждается в признании, в устойчивой и высокой оценки собственных достоинств, достижений. К уважению окружающих и возможность уважать самого себя.
Удовлетворение потребности в уважении, положительной оценки приводит к чувству уверенности в себе, собственной значимости, силы, пользе и необходимости в этом мире.
Неудовлетворенная потребность вызывает неприятные переживания: чувство униженности, недооцененности, слабости, беспомощности. Которые служат почвой для уныния, невротических расстройств и пр.
5. Потребность в познании.
Впервые появляется в позднем младенчестве.
В основе лежат: негативные импульсы (тревога и страх) и позитивные (любопытство, тяга к познанию, пониманию).
Феномен подобный человеческому любопытству наблюдается у обезьян.
В истории человечества есть не один пример самоотверженного стремления к истине. Например, Галилей.
Влечение к таинственному, неизвестному, необъяснимому является здоровой потребностью человека. Чрезмерное стремление к стабильности, предсказуемости, ужасающий страх нового часто говорит о травмированности личности.
У интеллектуально развитых людей отсутствие возможности проявлять свои способности ведет к апатии, депрессии, неудовлетворенности и пр. При этом восстанавливается при смене скучной, не дающей возможности реализовать данную потребность работе или возможности учиться, развиваться.
6. Эстетические потребности.
Также обнаруживаются ещё в детстве.
Потребность в порядке, симметрии, законченности, системе, структуре может быть эстетической, а может быть связана и с другими. Зависит от индивидуальных особенностей человека.
Есть часть людей у которых данная потребность ярко выражена. Такие люди при лишении их эстетических радостей, в окружении уродливой обстановки, вещей, людей (уродливых как внешне, так и внутренне) буквально заболевают. И лучшее лекарство для них красота.
7. Самореализация.
Это ступень духовной потребности. Она выражается в желании развиваться, как личность или духовно, а также продолжать реализовывать свой потенциал.
Здесь ярко появляются: саморазвитие, творчество, желание оставить след после себя, благотворительность, поиск смысла бытия, миссия и изучение окружающего мира. Желание дарить и делиться во всех планах.
Как правило, человек начинает ощущать потребность в самореализации после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней. Или они для него в том или ином виде для него будут пройденные этапы.
При понимании основных потребностей Маслоу важно учитывать, следующие факторы:
- На разных этапах жизни эти потребности могут быть проявлены различно.
- В различные периоды жизни одни становятся более актуальны, другие менее и это не зависит от возраста.
- Полностью удовлетворены они практически не могут быть. Т.е. для того, чтобы перейти на следующий уровень, предыдущий должен быть удовлетворен достаточно.
Когда человек дошел до уровня самореализации его в любом случает будут в той или иной мере волновать физиологические потребности. Будучи голодным и чувствуя физическое недомогание творить тяжело и мало эффективно. При этом многим знакома скажем жертва своим снов в угоду реализации.
Т.е. не забываем об индивидуальности:
- У кого то самоутверждение будет стоять выше потребности в любви.
- У творческих людей потребность самовыражения может стоять выше и затмевать неудовлетворенные базовые.
- Есть часть людей, которые остаются на уровне базовых и дальше развиваться не желают. И это вариант событий их вполне устраивает.
- Психопаты.
- Люди преданные высшим идеалам и ценностям также могут игнорировать часть базовых потребностей в своих стремлениях. Готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть. Это очень сильные личности и согласитесь таких немного.
Т.е. скорее тут говорится об уровне мышления. Когда человек выходит из вопросов: как бы повкуснее поесть, где бы покрасивее / поудобнее одеться, с кем и где отдохнуть, как показать себя, доказать что-нибудь кому-то, достичь социальных успехов и благ. Вот тогда он переходит на уровень самореализации. В ходе своих исследований Маслоу выявил, что к уровню - самоактуализации, как правило приходят люди старшего возраста.
Есть мнение, и мне оно близко, что на уровень самореализации можно выйти только прожив так называемый рубеж середины жизни - кризис среднего возраста. Когда прошлый мир рушится, меняется система ценностей, человек проживает тяжелый внутренний кризис и выходит из него как бы перерожденным.
При этом стоит учесть, что всё же Маслоу изучал именно видных деятелей. Я воспринимаю это понятие шире. Мне кажется, в этом оно схоже с японским ИКИГАЙ. Когда любой обычный человек находит своё дело и вкладывает туда свои силы, душу и стремится улучшить результат своего труда на столько, на сколько он способен. При этом он чувствует и понимает свой вклад в мир, даже если он может кому-то показаться и достаточно небольшим. Чувствует удовлетворение, значимость своего вклада, интерес и собственную реализацию. Т.е. это может быть совершенно обычный повар или сапожник, домохозяйка, которая реализует свой вклад в семье, любой наемный сотрудник. Вполне рядовой обыватель, главное тут уровень мышления и внутренее восприятие самого человека. Что безусловно отразиться на качестве его труда.
Так чем же полезна нам пирамида Маслоу в обычной жизни:
✔️ Помогает понять, какие именно потребности сейчас актуальны для нас лично и соответсвенно выявить свою мотивацию.
✔️Сформулировать цели с учетом своих истинных потребностей и мотивации. Благодаря этому к ним будет легче прийти.
✔️ Цели, которые отвечают неактуальным потребностям отсрочить по времени до момента выравнивания (удовлетворения) актуальной потребности. И выхода на сцену следующей потребности, как раз удовлетворяющей эту цель.
✔️ Понять окружающих, их мотивацию. Что помогает улучшить коммуникацию и эффективность сотрудничества.
✔️ Строить планы и стратегию своего развития отталкиваясь от актуальных потребностей сейчас, их удовлетворения и постановки целей с учетом последующих потребностей.
✔️ Определить свою зону дальнейшего развития.
Важно учитывать, что это всё же не жесткая иерархия. Что в данный момент именно эти потребности актуальны, при этом остальные могут быть тоже проявлены, но менее.
Скажем, у вас было своё небольшое дело, вы в нём реализовывались и видели свою миссию, но по ряду причин дело пришлось закрыть, накоплений нет. И вот вы из потребности самореализации, выходите на уровень безопасности и физиологии. Ясно, что сейчас вам в первую очередь необходимо решить первостепенные задачи и достичь комфортного уровня жизни, но при этом ваше мышление уже заточено под самореализацию. И вы в лбом случае уже не будете работать работу, ради того чтобы есть и работать работу. Вы будете искать смысл, реализацию и думать "чем я могу быть полезен?" и "чем это мне может быт полезно?", "как я могу наилучшим способом сейчас реализовать свой потенциал и закрыть текущие потребности, чтобы реализовать себя, свои ценности, свою миссию?"
При формировании ближайших и долгосрочных целей важно учитывать и знать свои истинные желания, потребности и мотивацию иначе цели будут недостижимыми. И в итоге превратятся в красивый проект, несбыточную мечту.
⠀
⠀