Во времена СССР во всех входивших в его состав республиках личный автомобиль оставался роскошью, доступной избранным. И дело было даже не в высоких ценах или системе распределения товаров. Машин банально не хватало всем желающим. Отчасти виной тому были сравнительно небольшие для огромного государства масштабы выпуска.
Поворотным моментом в истории стала постройка Волжского автозавода. Его мощности позволяли существенно увеличить предложение, а модельный ряд был интересным, современным, актуальным и – самое главное – отлично приспособленным к российским условиям эксплуатации. Первенцем гиганта стал ВАЗ-2101 «Жигули», который в народе окрестили «копейкой» или «единичкой». Пробную сборку седана запустили 19 апреля 1970 года.
АВТОВАЗ чтит своего первенца, ежегодно отмечая 19 апреля День первого автомобиля. В этом году машине исполняется уже полвека
ИТАЛЬЯНСКОЕ С СОВЕТСКИМ
Наверное, даже далеким от увлечения автомобилями людям известно, что ВАЗ-2101 имеет итальянские корни. За его основу взяли седан FIAT-124, получивший в 1967 году престижный титул «Европейский автомобиль года». По габаритам он идеально подходил на роль массовой модели для советского покупателя. Однако первые же тесты выявили, что условия эксплуатации в Старом Свете и в СССР значительно отличаются, и машина нуждается в конструктивных доработках.
Внешне «Жигули» и FIAT сложно отличить друг от друга, однако кузова скрывают серьезную разницу в технике. На ВАЗ-2101 поставили абсолютно другой двигатель с ВАЗ-2101 c верхним расположением распредвала, изменили конструкцию подвески, использовали в ней иные комплектующие, усилили трансмиссию. Также была увеличена прочность кузова с учетом качества советских дорог и неминуемых перегрузок в процессе эксплуатации владельцем. И, разумеется, дорожный просвет стал больше (эта мера не потеряла актуальности при адаптации для России иномарок и сегодня).
Общий объем конструкторских доработок составил около 800 пунктов. Это, конечно, не разработка автомобиля с нуля, но и отнюдь не копирование с легким «макияжем». Надежность ВАЗ-2101 доказана временем: по состоянию на начало прошлого года на учете в России стояло больше 350 тысяч «копеек». И многие из них еще используются по прямому назначению! Более того, как и практически любая возрастная модель, «Жигули» сейчас ‒ это предмет вожделения коллекционеров и любителей разного рода тюнинга. На их популярность на этом поприще играет большое количество предлагаемых на рынке вариантов по доступным ценам.
ОТ ТОЛЬЯТТИ ДО ЕВРОПЫ
Но вернемся на полвека назад. С конвейера 19 апреля 1970-го сошли шесть седанов – два синих и четыре вишневых. До конца года в Тольятти сделали 21,5 тысячи машин, а уже в 1971-м годовой тираж перевалил за 172 тысячи. Рекорд же – 379 007 автомобилей – принадлежит 1973 году. И это было только начало.
Уже через год после запуска в серию советскую новинку представили миру на международном автосалоне в Брюсселе, и начались поставки на внешние рынки, где ВАЗ-2101 выступила достаточно успешно. Название «Жигули» для экспорта не прижилось, и его заменили на всем известное и ныне имя Lada. Теперь «Жигулями» кличут только представителей классического заднеприводного семейства, а Lada давно превратилась в единый бренд для всех моделей АВТОВАЗ. Сначала поставки ВАЗ-2101 наладили в страны СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи), позже с ними познакомили жителей Западной Европы – Франции, Германии, Австрии, Швейцарии. Отправляли ВАЗ-2101 и в более отдаленные регионы, например в Африку.
В европейских условиях эксплуатации заложенный в советский автомобиль запас прочности, возможно, был нужен не всем. Однако с годами владельцы осознали, что импортный для них ВАЗ надежнее исходного и родного FIAT-124. Кроме того, по некоторым параметрам наша машина оказалась комфортнее, обладала лучшей динамикой. Так что итальянцам впору было пожалеть, что они своими руками создали себе полноценного конкурента.
КЛАССИКА!
Из ВАЗ-2101 выросло целое семейство, которое позже, после выхода переднеприводных «Лад», окрестили «классикой». Первыми к «копейке» присоединились универсал ВАЗ-2102 и люксовый ВАЗ-2103. Последний затем трансформировался в «шестерку», а самая долгая жизнь была уготована моделям с квадратными фарами – 2104, 2105 и 2107. Их окончательно сняли с конвейера только в 2010-х.
Сам родоначальник семейства и марки выпускался в нескольких модификациях. Львиная доля пришлась на машины с моторами объемом 1,2 и 1,3 л для советского и европейского рынков. Делали также автомобили с правым рулем, с полуторалитровым и роторным моторами для спецслужб.
КАРЬЕРА ГОНЩИКА
В перечне заслуг и рекордов «копейки» значится даже кругосветка протяженностью 50 000 км. Но чаще седан доказывал свою живучесть и другие лучшие качества на спортивных трассах. На них новинку выпустили практически сразу, в 1971-м. За дебют на ралли «Балтика» автомобиль отметили призом «За мужество и волю к победе». А в чемпионате СССР по кольцевым гонкам быстро сформировался отдельный класс «Жигули».
На европейском ралли того же года «Тур Европы» советская команда на трех машинах завоевала серебряный кубок. Гонка проходила по территориям 14 стран, ее протяженность составила 14 000 км. Экипажи Гирдаускас ‒ Мадревиц и Лукьянов ‒ Карамышев также завоевали награды в личном зачете. Два года спустя с «Тура Европы ‒ 1973» ВАЗ-2101 привезли и серебряный, и золотой кубки.
Не в последнюю очередь своими успехами машина обязана двигателю – надежному и хорошо поддающемуся форсировке.
Гоночная карьера модели не закончилась и по сегодняшний день. «Копейку» наряду с более современными одноклассниками можно увидеть на различных ралли и даже дрифте. А уж на встречах ретроавтомобилей она непременный гость. Из международных успехов XXI века отметим первое место в классе, завоеванное на соревнованиях классических автомобилей на легендарном Нюрбургринге в 2004 году.
АВТОМОБИЛЬ ВСЕСОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ
В масштабах страны автомобилисты официально признались в симпатиях «единичке» в 2000 году. Журнал «За рулем» организовал среди читателей голосование – выборы лучшей российской и советской машины XX века. Из 80 тысяч респондентов каждый четвертый (24,5 %) отдал свой голос за ВАЗ-2101. Второе место занял ГАЗ-21 «Волга», а третьей достаточно неожиданно оказалась самая свежая на тот момент Lada – «десятка».
С 1970 по 1988 год из ворот АВТОВАЗа выехали 4,8 млн ВАЗ-2101. Это самая массовая модель и завода, и всего советского и российского автопрома. А уж если прибавить к этому миллионные тиражи всех «родственников» от 2102 до 2107, то тольяттинское семейство сможет претендовать и на весьма заметное место в мировом масштабе.
АВТОВАЗ чтит своего первенца, ежегодно отмечая 19 апреля День первого автомобиля. В этом году машине исполняется уже полвека. Значит, программа праздничных мероприятий окажется особенно яркой. Основные встречи «копеек» пройдут в Тольятти и Москве, но наверняка не ограничатся этими городами. AG