Посмотрите, как он красив!
При этом, Димаксион порожден инженером и архитектором, который решал отчасти утилитарную задачу, - создать простой и экономичный автомобиль. Сейчас трудно сказать, что Ричард Фуллер, его создатель, вкладывал больше – практичности или поиска нового образа. Но новый образ – налицо. Это один из первых автомобилей каплевидной и вообще вагонной компоновки. При этом он лишен украшений, и удивляет чистотой своей формы. Красота инженерной конструкции!
И он здорово отличался от современного ему автомобильного мейнстрима:
Пару слов о Ричарде Бакминстере Фуллере
Если коротко, этот человек, ни много, ни мало, вошел в историю архитектуры 20 века. Он придумал геодезическую сетку на треугольниках и построил немало купольных конструкций на этом принципе. Решая проблему дешевого и эффективного жилья, он создал быстровозводимый дом, с пониженными затратами на охлаждение и прогрев. Этот дом, как и автомобиль, про который пойдет речь, был частью проекта Dymaxion, что расшифровывается как «dynamic, maximum, tension» — «динамика, максимум, напряжение». Такой образной триадой, Фуллер попытался выразить свои ориентиры в творчестве.
Но вернемся к техническому разбору Димаксиона-автомобиля
И технических достижений (отчасти спорных) в нем было не мало. Смотрите сами.
Вагонная компоновка и каплевидная форма. Очевидно, это решение из авиации, и оно дало удивительный результат. Расход топлива составил 8 л. на 100 километров! И это у прожорливого и не самого экономичного на тот момент фордовского V-образного двигателя на 8 цилиндров. Такой расход удалось достичь на серийных машинах только в 80-х годах.
Правда, как показал современный анализ – при такой форме кузова потоки воздуха создавали подъемную силу, что лишало автомобиль устойчивости.
Это трехколесный автомобиль, что и для нашего времени выглядит дико. Но то время было временем экспериментаторства и три колеса еще не самое неожиданное решение. Возможно, Фуллер пытался на экономить на уменьшении количества колес? Что еще интересно непарное колесо – заднее и оно же управляемое, с цепным приводом. Не самое надежное решение, надо сказать, но у него был несомненный плюс – радиус разворота был почти равен длине кузова и Димаксион разворачивался почти на месте!
Двигатель V8 находится в задней сужающейся части перед задним колесом. Ведущие колеса – передние, стандартный фордовский мост, перевернутый задом наперед. Таким образом Димаксион – среднемоторный автомоблиь с ведущей передней осью – Вы где-то еще такое встречали?
Если смотреть разрез, видно, что большая часть непассажирского пространства расходуется неразумно – много пустоты. Этому способствует еще и сложная форма рамы.
Это длинный автомобиль – 6,1 метра, то есть в два раза больше средней машины того времени. Вместимость – 11 человек. Учитывая форму кузова – можно сказать один из первых минивэнов.
Кузов сделан из алюминия – было бы странно, если бы не из него – на тот момент это символ технологии, авиации - будущего одним словом.
Еще про авиацию – зеркал заднего вида не было, а вместо них был… - перископ! Попробуйте вспомнить такое решение где-то еще.
По проекту Димаксион должен был выдать 190 км в час. На испытаниях он показал только 140 – что тоже замечательно.
Не автомобиль – а чистое творчество!
И этот проект мечтателя не удалось поставить на конвейер и довести до людей, которым Фуллер и хотел помочь в итоге.
Сам Фуллер изготовил только три машины
Первый Димаксион (белый сверху, черный снизу – раскраска как у лодки или самолета, не находите?) был изготовлен в 1933 году и экспонировался на Всемирной выставке в Чикаго и там вызвал большой интерес. Но когда он возвращался с нее произошла автокатастрофа - при резком повороте Димаксион перевернулся. Погиб водитель, два пассажира получили увечья. Сложно сказать почему – возможно, виноват был водитель другой машины, скрывшейся с места, а с другой стороны - Димаксион экспериментальный автомобиль, а трехколесная схема не самая устойчивая. Это создало черный пиар проекту, и инвесторы отказались от контракта на изготовление. Еще одна возможная причина – слишком необычен он был, и руководство компании Крайслер побоялось уменьшения спроса на «обычные» автомобили и связанных с этим убытков.
В 1934 году Фуллер построил вторую версию автомобиля (на этот раз он был черного цвета), которую из-за дурной славы удалось продать только знакомым механикам в Бриджпорте.
И был еще третий образец, изумрудного цвета с белой крышей, – его Фуллер сделал на свои деньги и продал некой семейной паре.
Всего три экземпляра!
Первый, после аварии и восстановления сгорел в мастерской, третий образец – пропал бесследно. А вот второй – после непростой жизни (он, например, был некоторое время курятником) живет и здравствует и сейчас – в Национальном Автомобильном Музее в штате Невада.
В наше время появился четвертый Димаксион. В 2010 году Сэр Норман Фостер – по-моему самый известный из современных архитекторов Великобритании – сделал реплику в дань уважения Фуллеру, своему учителю. Реплика покрашена в изумрудный, как образец номер три.
А также в 2015 году построили еще одну реплику для музея Джеффа Лейна.
Следует признать, что проект Димаксиона оказал большое влияние на автоиндустрию, и его решения (в частности компоновка, расположение двигателя, форма кузова) можно было наблюдать во многих автомобилях позже – как в серийных, так и в подобных ему проектах творческих мечтателей.
Не забывайте подписываться и ставить палец вверх - впереди еще много удивительных автомобилей!