Найти тему
Автоэстетика

Еще один проект мечтателя из 30-х. Автомобиль Dymaxion

Оглавление
-2
-3

Посмотрите, как он красив!
При этом, Димаксион порожден инженером и архитектором, который решал отчасти утилитарную задачу, - создать простой и экономичный автомобиль. Сейчас трудно сказать, что Ричард Фуллер, его создатель, вкладывал больше – практичности или поиска нового образа. Но новый образ – налицо. Это один из первых автомобилей каплевидной и вообще вагонной компоновки. При этом он лишен украшений, и удивляет чистотой своей формы. Красота инженерной конструкции!

И он здорово отличался от современного ему автомобильного мейнстрима:

-4
-5

Пару слов о Ричарде Бакминстере Фуллере

Ричард Бакминстер Фуллер рядо с Димаксионом первого выпуска
Ричард Бакминстер Фуллер рядо с Димаксионом первого выпуска
Если коротко, этот человек, ни много, ни мало, вошел в историю архитектуры 20 века. Он придумал геодезическую сетку на треугольниках и построил немало купольных конструкций на этом принципе. Решая проблему дешевого и эффективного жилья, он создал быстровозводимый дом, с пониженными затратами на охлаждение и прогрев. Этот дом, как и автомобиль, про который пойдет речь, был частью проекта Dymaxion, что расшифровывается как «dynamic, maximum, tension» — «динамика, максимум, напряжение». Такой образной триадой, Фуллер попытался выразить свои ориентиры в творчестве.
Купольная конструкция, геодезическая сетка и тот самый быстровозводимый дом
Купольная конструкция, геодезическая сетка и тот самый быстровозводимый дом

Но вернемся к техническому разбору Димаксиона-автомобиля

-8

И технических достижений (отчасти спорных) в нем было не мало. Смотрите сами.

Вагонная компоновка и каплевидная форма. Очевидно, это решение из авиации, и оно дало удивительный результат. Расход топлива составил 8 л. на 100 километров! И это у прожорливого и не самого экономичного на тот момент фордовского V-образного двигателя на 8 цилиндров. Такой расход удалось достичь на серийных машинах только в 80-х годах.

-9
-10

Правда, как показал современный анализ – при такой форме кузова потоки воздуха создавали подъемную силу, что лишало автомобиль устойчивости.

Это трехколесный автомобиль, что и для нашего времени выглядит дико. Но то время было временем экспериментаторства и три колеса еще не самое неожиданное решение. Возможно, Фуллер пытался на экономить на уменьшении количества колес? Что еще интересно непарное колесо – заднее и оно же управляемое, с цепным приводом. Не самое надежное решение, надо сказать, но у него был несомненный плюс – радиус разворота был почти равен длине кузова и Димаксион разворачивался почти на месте!

Рама и каркас кузова
Рама и каркас кузова
Цепной привод заднего колеса
Цепной привод заднего колеса

Двигатель V8 находится в задней сужающейся части перед задним колесом. Ведущие колеса – передние, стандартный фордовский мост, перевернутый задом наперед. Таким образом Димаксион – среднемоторный автомоблиь с ведущей передней осью – Вы где-то еще такое встречали?

-13
-14

Если смотреть разрез, видно, что большая часть непассажирского пространства расходуется неразумно – много пустоты. Этому способствует еще и сложная форма рамы.

Это длинный автомобиль – 6,1 метра, то есть в два раза больше средней машины того времени. Вместимость – 11 человек. Учитывая форму кузова – можно сказать один из первых минивэнов.

-15

-16

Кузов сделан из алюминия – было бы странно, если бы не из него – на тот момент это символ технологии, авиации - будущего одним словом.

Еще про авиацию – зеркал заднего вида не было, а вместо них был… - перископ! Попробуйте вспомнить такое решение где-то еще.

По проекту Димаксион должен был выдать 190 км в час. На испытаниях он показал только 140 – что тоже замечательно.

Не автомобиль – а чистое творчество!

И этот проект мечтателя не удалось поставить на конвейер и довести до людей, которым Фуллер и хотел помочь в итоге.

Сам Фуллер изготовил только три машины

Первый Димаксион (белый сверху, черный снизу – раскраска как у лодки или самолета, не находите?) был изготовлен в 1933 году и экспонировался на Всемирной выставке в Чикаго и там вызвал большой интерес. Но когда он возвращался с нее произошла автокатастрофа - при резком повороте Димаксион перевернулся. Погиб водитель, два пассажира получили увечья. Сложно сказать почему – возможно, виноват был водитель другой машины, скрывшейся с места, а с другой стороны - Димаксион экспериментальный автомобиль, а трехколесная схема не самая устойчивая. Это создало черный пиар проекту, и инвесторы отказались от контракта на изготовление. Еще одна возможная причина – слишком необычен он был, и руководство компании Крайслер побоялось уменьшения спроса на «обычные» автомобили и связанных с этим убытков.

В 1934 году Фуллер построил вторую версию автомобиля (на этот раз он был черного цвета), которую из-за дурной славы удалось продать только знакомым механикам в Бриджпорте.

И был еще третий образец, изумрудного цвета с белой крышей, – его Фуллер сделал на свои деньги и продал некой семейной паре.

Всего три экземпляра!

Первый, после аварии и восстановления сгорел в мастерской, третий образец – пропал бесследно. А вот второй – после непростой жизни (он, например, был некоторое время курятником) живет и здравствует и сейчас – в Национальном Автомобильном Музее в штате Невада.

В наше время появился четвертый Димаксион. В 2010 году Сэр Норман Фостер – по-моему самый известный из современных архитекторов Великобритании – сделал реплику в дань уважения Фуллеру, своему учителю. Реплика покрашена в изумрудный, как образец номер три.

Реплика Нормана Фостера
Реплика Нормана Фостера

А также в 2015 году построили еще одну реплику для музея Джеффа Лейна.

Димаксион из музея Джеффа Лейна
Димаксион из музея Джеффа Лейна

Следует признать, что проект Димаксиона оказал большое влияние на автоиндустрию, и его решения (в частности компоновка, расположение двигателя, форма кузова) можно было наблюдать во многих автомобилях позже – как в серийных, так и в подобных ему проектах творческих мечтателей.

-22
Не забывайте подписываться и ставить палец вверх - впереди еще много удивительных автомобилей!
Авто
5,66 млн интересуются