Найти тему
Mister_spl

История автозвука: часть 1

Современный автомобиль невозможно представить себе без аудиосистемы. Даже новый, только что сошедший с конвейера автомобиль, как правило, оснащен штатным звуком, и этот звук с каждым годом прогрессирует. А ведь истории автомобильной музыки нет еще и ста лет. С какого времени можно считать летоисчисление car audio? Как это все происходило? Окунемся в историю...

В начале XX века кое-кто задумывался о том, чтобы оснастить автомобиль радиоприемником. Но... и автопроизводители, и радиоинженеры были уверены, что радио в автомобиле... опасно! Были предположения, что электрические процессы, протекающие в схемах радиоприемника, могут негативно повлиять на работу автомобиля: например, вызвать сбои в системе зажигания или даже... привести к взрыву двигателя! И, конечно же, все были уверены в том, что электроразряды высоковольтной части зажигания создадут непреодолимые помехи, сделав качественный прием просто невозможным.

Но в мире всегда находятся люди, которые не прочь сломать стереотипы. Считается, что таким человеком, ставшим «отцом автозвука», был Альфред Греб, молодой предприниматель и радиолюбитель из США (по другим источникам, он был британцем).

После, как бы это сейчас сказали, инсталляции его машина напоминала бельевую сушку: над автомобилем на Т-образных стойках была развернута шестиметровая антенна. Греб увлекался любительской радиосвязью, поэтому в его «Бьюике» был установлен не только приёмник , но и передатчик. Проницательный радиолюбитель назвал свое детище автомобильным радиотелефоном — знал ли он, что не пройдет и ста лет, как телефон в автомобиле станет неотъемлемой частью жизни автомобилиста? Тогда же, в далеком 1919 году, лампово-искровой приемник-передатчик Греба, работая на 150-метровой волне, уверенно работал в радиусе 250 километров! Громоздкая ламповая конструкция занимала все заднее сидение, под которым размещался огромный аккумулятор питания.

-2

Надо сказать, что аппаратура не была любительской: она была изготовлена в Англии на заводе Маркони, который настолько проникся идеей «озвучивания» транспортных средств, что в том же 1919 году оснастил радиоприемником (и передатчиком заодно) свою яхту «Элеттра», которая, кстати, являлась еще и его плавучей лабораторией.

Вдохновленный своим детищем, Альфред Греб через два года открыл собственную фабрику по производству радиоприемников, на которой трудилось 65 человек.

Первые штатные.

А вот первое штатное, как бы сейчас сказали, головное устройство появилось в 1922 году в салонах дорогих британских автомобилей марки Austin. Громоздкий радиоприемник смогли поместить в переднюю часть автомобиля — торпедо, где он и вещал в огромный громкоговоритель. Аппарат принимал ДВ- и СВ-диапазоны, которые в те времена были распространены: только в Лондоне работало более двух десятков станций. Автозвук принес ощутимый результат: марка автомобиля мгновенно вышла на первое место по количеству продаж в Европе!

Тогда же начали устанавливать радио и в престижные Bentley, но приемное устройство оказалось настолько огромным, что его пришлось расположить сзади в специальном отсеке. Поэтому, чтобы настроиться на нужную радиостанцию, водителю приходилось останавливаться и поворачиваться назад к органам управления. Зато эти приемники были безумно дорогими: в 1923 году на разработку и производство всего ста экземпляров владелец марки Bentley выделил баснословные по тем временам деньги: 42800 франков.

Французские автопроизводители пошли по другому пути, стремясь к уменьшению габаритов радиоаппаратуры: автомобили Citroen не отличались габаритами британских лимузинов. Единственным способом заметно уменьшить габариты радио, а также массы и потребления энергии был отказ от громоздких выходных каскадов усиления. Приемник был с маломощным выходом для наушников, назывался «Сена» и занимал всего лишь 320 квадратных сантиметров. Радио стало быстро развиваться, со временем появилась модель «Сена-2», а потом и «Сена-3», способная принимать появившийся тогда FM-диапазон... но к моменту появления «третьего» уже начинались 40-е года и вовсю гремела Вторая Мировая... А пока стоит вернуться обратно в 20-е годы.

Приблизительно в те же времена в США жил молодой инженер Уильям Пауэл Лир. В свои 20 лет он уже был отставным механиком ВМФ, умел летать на аэроплане и неплохо разбирался в радиотехнике.

-3

Настолько неплохо, что основал свою первую фирму под названием Quincy Radio Laboratory (QRL). Главным продуктом фирмы стали не автомобильные радиоприемники, а устройство, которое помогло автозвуку получить еще большее распространение. Устройство называлось «Заменитель батарей» и было запатентовано. Сейчас наверняка вызывает лишь усмешку столько пафоса вокруг обычного блока питания. Но здесь нужно понимать, что же происходило именно в те годы. А тогдашние радиоприемники требовали для своего питания, как минимум, две батареи: одну для питания нитей накала ламп, вторую — для питания анодных цепей. Анодные батареи имели напряжение от 40 до 200 В и были очень дорогим удовольствием. Теперь несложно понять, почему изобретение QRL раскупалось «на ура»?

Вдохновленный успехом «заменителя батарей» и уже имеющий приличные оборотные средства, Лир всерьез взялся и за сами приемники, предназначенные для автомобиля, и вскоре запатентовал целых три конструктивных новшества. Сам приемник теперь размещался под сиденьем, а его питание подводилось от внешнего источника. Во-вторых, ось КПЕ (конденсатора переменной емкости, при помощи которого осуществлялась настройка на нужную радиоволну) располагалась вертикально. Это позволило снизить вероятность расстраивания приемника по причине вибраций кузова автомобиля, но даже не это главное: для самой настройки использовался гибкий трос наподобие троса спидометра, что позволило вывести ручку настройки и шкалу на приборную панель, разместив их возле рулевой колонки. Там же расположились и регуляторы громкости с тембром — вот он, первый «почти подрулевой» пульт ДУ, в 20-е годы прошлого века.

Первая магнитола.

Конкуренция — двигатель любого прогресса. Car Audio бизнес стремительно развивался. В 1926 году все в той же Америке бизнесмен Эррет Корд приобрел компанию Duesenburg, известную своей разработкой технически совершенного по тем временам автомобиля с рядным восьмицилиндровым мотором. Модель называлась просто - «А», но Эррет решил, что нужно идти дальше и выпустил амбициозную модель с не менее лаконичным названием «J». Чем же знаменателен этот автомобиль в контексте автозвука? Тем, что в нем, впервые в истории, появилась автомагнитола — устройство, способное не только ловить радиоволны, но и воспроизводить музыку с магнитной ленты.

Естественно, до изобретения магнитофонной кассеты было еще очень долго, поэтому нетрудно догадаться, что магнитофон был бобинным. Он представлял собой огромный постамент, стилизованный под цвет и дизайн салона и установленный в задней части такового. Это было очень неудобно, громоздко и совершенно не эргономично, но вся Америка, тем не менее, слушала бобины с песнями из голливудских фильмов и альбомы любимых эстрадных артистов. Но этот бум быстро прошел, и с начала 30х годов вплоть до 1959 года — именно тогда появились кассетные магнитолы — в машинах слушали лишь радио.

Радиоприемники тем временем стали не только штатными, то есть, встраиваемыми прямо на автомобильном производстве. В 1928 году компанией Galvin Manufacturing Corporation был выпущен первый радиоприемник, предназначенный для розничных продаж. Конструктором приемника был уже упомянутый в начале нашего повествования Уильям Пауэлл Лир, а сам приемник носил имя Motorola model 5T71 — знакомое слово в начале наименования, не так ли?

-4

А вскоре и сама компания стала называться Motorola, что означает «звук в движении». Название, кстати, было частично «скопировано» с имени популярной домашней радиолы Викторола, выпускаемой в те времена компанией Victor, которая, в свою очередь, впоследствии стала носит имя... JVC.

Но не будем забегать наперед. Первый опытный образец радиоприемника был установлен в «Студебеккере» руководителя компании Пола Гэлвина (Paul V. Galvin). Приемник продемонстрировали на ближайшей автомобильной выставке в Чикаго. Он имел успех, в компанию потекли оптовые заказы.

-5

Начало серийного производства чуть не сорвал неприятный случай, когда приемник, установленный в дорогой «Паккард» банкира, обещавшего крупный кредит под это самое производство... загорелся вместе с автомобилем. Тем не менее, вскоре объем продаж радиоприемников Motorola достиг 300 000 долларов — огромную сумму в те годы. Европейцы также не отставали, развивая автозвуковое направление. В 1932 немецкая компания Blaupunkt установила первое радио в Студебеккере. А к 1939 году в Великобритании и четырех европейских странах выпускалось уже более 20 моделей снабженных радиоприемниками автомобилей. И лишь война надолго остановила развитие...

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Авто
268,3 тыс интересуются