Найти в Дзене
ОЭЗ «Технополис Москва»

История завода «Москвич» и его «москвичи». Часть 2.

Оглавление

Продолжаем историю легендарного завода «Москвич» (первую часть вы можете прочитать здесь)

В период 60х годов на МЗМА активно велись экспериментальные конструкторские работы. Так появились открытый спортивный «Москвич-404» с форсированным четырёхкарбюраторным 60-сильным двигателем, купе на базе «Москвича-402», гоночные «формулы», на которых заводские гонщики не раз становились чемпионами страны.

Велись даже работы по созданию настоящего болида «Формулы-1» для международных соревнований.

В конце пятидесятых годов, когда переходили на выпуск «407-го», параллельно создали и испытали две серии внедорожников «Москвич-415».

Интересным был проект микроавтобуса «Москвич А9» — восьмиместного автомобиля с узлами «Москвичей» «407» и «410», созданного по заданию Министерства автомобильной промышленности СССР и соответствующего отдела Госплана. Опытный образец был собран летом 1958 года.

-2

В это время на заводе количество произведенных авто приближалось к круглому числу.

Уже в мае 1967 года с главного конвейера завода сошел миллионный автомобиль «Москвич-408», выпуск которого начат в 1964 году.

-3

«Москвич 408» уникальный автомобиль. Именно с его появлением наша страна громко заявила на весь мир, что «СССР умеет делать хорошие автомобили».

Главные достоинства 408-го были отмечены в журнале «The Motor» в 1966 году.

Это первый советский автомобиль, прошедший все европейские нормы по Краш-тестам на ура.

Итак, «Москвич 408» выпускался с сентября 1964 по декабрь 1975. Он разрабатывался полностью с нуля. В сравнении со вторым поколением автомобилей, 408-й выгодно отличался в лучшую сторону прилично раздавшимися в длину и ширину размерами, а также существенно уменьшившейся высотой, всё это в совокупности позволило и увеличить комфортабельность автомобиля, и значительно улучшить управляемость.

Для габаритов автомобиля салон был достаточно вместителен, для своей длины машина неожиданно просторна благодаря «овертикаленной» посадке водителя и пассажиров и относительно высокому кузову. Место на заднем диване было несколько ограничено по ширине из-за выдающихся в салон арок задних колёс — с комфортом сзади могли усесться лишь два человека, однако это было характерно для большинства малолитражек того времени. Вогнутые спинки передних сидений обеспечивали достаточное пространство для ног задних пассажиров.

Через год началась реконструкция завода и строительства главного сборочного корпуса.

В её ходе были введены в строй полностью новые производственные ветки конвейеров, работающие по технологии, пролицензированной у французской фирмы Renault и построенные с участием её специалистов.

Третье переименование завода – "Автомобильный завод имени Ленинского комсомола" (АЗЛК)

В октябре 1968 года МЗМА переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК). Спустя три года образовано автомобильное производственное объединение «Авто-Москвич». Была открыта промплощадка №2 в Текстильщиках.

На реконструированном заводе продолжался выпуск устаревшего «408-го» семейства и стремительно устаревавшего «Москвича-412», хотя и в «подновлённых» кузовах.

«Москвич-412» и «Москвич-408» выпускались параллельно: после освоения «412-го» моторное производство не могло обеспечить новыми двигателями весь объём производимых на МЗМА автомобилей, к тому же в сельских районах с плохими дорогами и слабо развитым сервисом «408-я» модель была предпочтительней как более простая в ремонте и менее требовательная к качеству горюче-смазочных материалов.

В декабре 1969 года обе модели получили прямоугольные фары вместо круглых спереди и горизонтальные, а не вертикальные, фонари сзади.

В 1971 году завершился этап масштабной реконструкции завода, проведённый при участии французской компании Renault. Был введён в строй новый главный корпус площадью 228 тысяч кв.м, оснащённый новым технологическим оборудованием.

С 1972 года на заводе продолжалась работа по обновлению текущего модельного ряда. Результатом стали модели «Москвич-2138» (бывший «408») и «Москвич-2140» (бывший «412»), плавно сменившие своих предшественников к началу 1976 года.

В 1974 году с главного конвейера завода сошел двухмиллионный автомобиль «Москвич-412», а через 6 лет будет покорена отметка в три млн автомобилей.

-5

Также был активен и экспорт. Миллионный автомобиль «Москвич» с начала поставок их за границу отправлен на экспорт в 1977 году.

Гонка за увеличением объёмов производства на АЗЛК привела к существенному падению качества комплектующих, окраски и сборки, что стало заметным для потребителей даже на внутреннем рынке.

В результате прежде хорошо известный на мировом рынке бренд «Moskvich» к 1977 году утратил свои конкурентные позиции: далее массовый экспорт «Москвичей-2140» был возможен практически исключительно в пределах СЭВ и в страны «третьего мира».

В 1976 году на АЗЛК решили «реанимировать» проект внедорожника Москвич-416 разработки пятидесятых годов, создав на его базе потенциального конкурента ВАЗ-овской «Ниве» — «Москвич-2150».

-6

«Нива» представляла собой легковой автомобиль повышенной проходимости с постоянным полным приводом и несущим трехдверным кузовом типа универсал, разработанный Волжским автомобильным заводом.

ВАЗ-2121 получил несущий трехдверный кузов типа универсал, рассчитанный на 4 человека включая водителя, постоянный полный привод и механическую 4-ступенчатую коробку передач. Раздаточная коробка двухступенчатая. Этот компактный внедорожник практически не имел аналогов во всем мире.

В 1988 году ВАЗ-2121 получил золотую медаль на 53-й Международной ярмарке в Познани. Никакой другой отечественный легковой автомобиль не имел такого успеха на международной арене, заявки на него приходили со всего мира.

Между тем, гонка за объемы производства продолжается, и в августе 1980 года с конвейера сошёл трехмиллионный автомобиль «Москвич-2140», а 17 сентября 1986 года появился уже четырёхмиллионный «Москвич».

Новая переднеприводная модель на некоторое время оживила спрос на внешних и внутреннем рынках, подняла престижность продукции АЗЛК. Тем не менее, её преследовали проблемы с качеством сборки и коррозионной стойкостью кузова, которые быстро понизили ее рейтинг, несмотря на то, что по первоначальному замыслу «Москвич» был автомобилем более высокого класса и стоил изначально дороже в сравнении с автомобилями других семейства «Лада Самара». О массовом экспорте вскоре также пришлось забыть.

1982 год стал годом начала большой реконструкции: на территории началось строительство корпусов прессового, механосборочного цехов, «Порозо» и цеха «Пластмасс».

В 1989 году развернута исследовательско-конструкторская работа по подготовке производства пикапа на базе модели 2141 и прицепа, получившего название «Максимка». Работа заняла почти десять лет. Название «Максимка» не случайно. По сути это купленный и слегка перекроенный Talbot-Simka 1307. Его и стали в дальнейшем доводить до ума, чтобы получить привычный нам «Москвич-2141».

-7

Автомобиль отличался более современным и скругленным обликом, что положительно сказывалось на его аэродинамических показателях. «Москвич-2141» получил новую 5-ступенчатую коробку передач, которая была впервые применена именно на «Москвиче-2141» среди всех серийных автомобилей советского производства.

Производство автомобилей «Москвич-2141» закончилось в 2003 году, причем конвейер завода остановился еще в 2001 году, а до начала 2003 года с завода вышло небольшое количество последних экземпляров, плохо собранных и требующих доработок. Автомобили 41-й серии были последними, которые выпускал автозавод «Москвич».

Четвертое переименование завода - ОАО "Москвич"

В начале 1990-х годов АЗЛК всё ещё оставался одним из крупнейших автомобилестроительных советских предприятий. На нём велись конструкторско-экспериментальные работы по созданию автомобилей и строительство нового моторостроительного завода. В краткосрочной перспективе готовился к серийному производству седан «Москвич-2142».

-8

Вследствие тяжёлой экономической ситуации на предприятии автомобиль собирался и поступал в продажу мелкими партиями с большим числом разнобойных комплектующих, а также некоторых неродных деталей от предыдущего поколения автомобилей. Редкая модель.

1992 год - освоен выпуск грузового автомобиля «Москвич-2335-пикап» и прицепа модели 8135.

Совместно с Киевским авторемонтным заводом организован выпуск многоцелевой модели «Москвич-2901» в 1994 году.

1997 год. Январь Возрождение завода после более чем годового простоя.

В январе 1997 освоен выпуск модели «Юрий Долгорукий» с двигателем ВАЗ и Renault.

-9

Автомобиль c пятидверным пятиместным кузовом "хэтчбек". Вместительный автомобиль с прекрасными динамическими характеристиками, обладал хорошей устойчивостью на дороге и высокой проходимостью.

После начался выпуск модели «Князь Владимир» с двигателем Renault.

-10

Это автомобиль повышенного комфорта, в кузове седан, с удлинённой базой.

Вскоре модельный ряд пополнил автомобиль новой модели «Калита» с двигателем Рено, а в ноябре 98-го разработана полноприводная модель автомобиля «Калита».

В декабре 1998 года с конвейера ОАО "Москвич" сошел 5-и миллионный автомобиль "Князь Владимир".

В 2000 году предприятие резко снизило темпы производства.

К 2007 году ОАО «Москвич» полностью прекратило существование.