Найти в Дзене
Интересные факты

Износ протектора шин

Оглавление

Износ протектора — это естественный процесс, итогом которого является обязательная замена шины.

Износ протектора — это естественный процесс, итогом которого является обязательная замена шины. Избежать износ можно только одним способом — оставив автомобиль в гараже или на стоянке. Но при грамотном стиле вождения вы можете замедлить истирание рисунка, сэкономив деньги на замене колес. Поэтому далее по тексту мы поговорим о том, как определить момент критического износа и как замедлить этот процесс. А перед этим мы уточним причины появления и виды износа. Эта информация поможет нам дать рекомендации по коррекции стиля вождения и уходу за автомобилем.

Основные виды износа рисунка протектора

В разновидностях допустимого износа разбираются преимущественно специалисты, занятые обслуживанием автомобилей. Рядовые автолюбители игнорируют эту проблему до первого неудачного торможения или определяют состояние колеса «на глазок». Между тем в любой автомастерской вам назовут, как минимум пять, разновидностей износа:

  • Односторонний вид — это когда истирание рисунка проявляется с внутреннего или внешнего края шины. Причем протектор стирается неравномерно, но по всем беговым дорожкам внешнего или внутреннего колеса.
  • Пилообразный вид — он похож на односторонний вариант, но с неравномерной степенью истирания беговых дорожек. Каждая из них стачивается на треугольник, поэтому профиль протектора напоминает зубья пилы.
  • Центральный вид — в этом случае в профиле протектора наблюдается выемка по центру, а боковые части колеса остаются нетронутыми.
  • Боковой вид — полная противоположность центральной разновидности, предполагающая стачивание плеча колеса с сохранением остального рисунка.
  • Чашеобразный вид — гибрид односторонней и центральной разновидности. Выемка в профиле протектора образуется с внешней или внутренней стороны колеса.

Существует отдельный вид износа — от старости, когда на поверхности шины появляются хорошо заметные трещины, а из рисунка выпадают отдельные «кубики». Такие дефекты указывают на крайнюю степень изношенности самой шины.

С теорией покончено, далее вам предстоит узнать, какие причины приводят к износу рисунка протектора.

Почему стирается протектор шины — основные причины износа

Каждая разновидность износа имеет свою причину. Автомеханики и мастера шиномонтажа настаивают на следующей взаимосвязи:

  • основная причина односторонней деформации — увеличенный угол развала колес;
  • главная причина неравномерных, пилообразных дефектов — непараллельные плоскости вращения колес;
  • единственная причина выемки по центру профиля — слишком большое давление в шинах;
  • основная причина бокового истирания — недостаточное давление в шинах;
  • вероятная причина чашеобразной деформации рисунка — критический износ деталей подвески, повлекший деформацию всего узла.

Возможная причина критического старения недавно купленных колес — отказ от сезонной замены шин (в некоторых случаях летний протектор высыпается буквально за одну зиму).

Мы связали виды и причины износа. Теперь вам предстоит узнать, как определить степень изношенности протектора. Но перед этим мы поговорим о допустимых показателях, которые регламентируются Правилами дорожного движения.

Допустимый износ — сколько это в миллиметрах

Ваше колесо подвергается минимальному износу с первым же поворотом вокруг своей оси. Для обеспечения надежного сцепления с асфальтом, грунтом, снегом и льдом шина должна быть мягкой, прилипая к дороге под весом автомобиля. В итоге она стирается о дорогу, теряя какую-то часть высоты профиля протектора на каждом метре пути. Это может продолжаться до тех пор, пока глубина рисунка не достигнет допустимого значения.

Допустимым износом на протекторе называется минимальная глубина, при которой колесо сохраняет достаточный для безопасного торможения уровень сцепления с дорогой.

Величина допустимой высоты рисунка прописана в Правилах дорожного движения и равна:

  • 1,6 миллиметра для легковых автомобилей;
  • 1,0 миллиметра для грузовиков;
  • 2,0 миллиметра для общественного транспорта (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси);
  • 0,8 миллиметра для мотоциклов, скутеров или мопедов.

Причем в правилах говорится об остаточной высоте — новые покрышки имеют глубину нарезки от 8 миллиметров и более. А бывшие в использовании шины не рекомендуют покупать при остаточной глубине нарезки менее 4 миллиметров.

Если вас поймают на истонченных шинах, вас ждет ощутимый штраф. Причем следующий инспектор может оштрафовать вас повторно в тот же день. Ведь определить степень изношенности более чем просто. Это можно сделать не только линейкой, но и по индикаторам, предусмотренным производителями шин. Поэтому не экономьте на своих нервах и безопасности — купите новое колесо до того, как вас оштрафует сотрудник ГИБДД.

Способы оценки остаточного износа протектора

При интенсивной эксплуатации автомобиля шины сгорают быстрее, при редких выездах из гаража — медленнее. Но процесс истирания протектора идет постоянно. Поэтому каждому автолюбителю стоит озаботиться удобной процедурой контроля остаточной высоты рисунка, которую стоит проводить хотя бы раз в квартал.

Производители автошин предлагают два способа оценки допустимой ПДД высоты протектора:

  • измерение глубины рисунка — это делается линейкой, штангенциркулем, монеткой;
  • визуальный контроль по индикаторам глубины — для этого достаточно внимательного осмотра поверхности колеса.

Первый вариант более трудозатратный, но такой способ контроля остаточной глубины показывает фактическое состояние автошины. Поэтому его используют в случае сомнений в порядочности производителя, установившего индикаторы максимального и минимального износа на свое усмотрение.

Второй способ не предполагает особых усилий — для оценки остаточного рисунка вам понадобится только фонарик и знание расположения меток максимального и минимального уровня. Но в этом случае вы доверяете свою безопасность производителю шин.

Оптимальным методом контроля будет совмещение фактического и визуального способа. Потратьте час свободного времени на измерение остаточной высоты линейкой хотя бы раз в год, а в остальных случаях — ориентируйтесь на индикат

R18В-четвертых, не забывайте менять ведущие и ведомые шины местами. Если этого не делать, допустимый уровень износа проявится в два раза быстрее. Ведь ведущие колеса стираются быстрее ведомой пары — эту особенность определили еще первые производители автошин.

  • В-пятых, соблюдайте правила обкатки и сезонности. Летняя резина крошится на сильном морозе, а зимняя — стирается о горячий асфальт за один сезон. Но даже в соответствующее сезонности время года можно получить неравномерное истирание автошины, проигнорировав обкатку — короткий период времени, в течение которого ограничивают скоростной режим автомобиля.

 Мосва иМосковская ообл

Верно Выбрать друго

Износ протектора шин

Износ протектора — это естественный процесс, итогом которого является обязательная замена шины.

Износ протектора — это естественный процесс, итогом которого является обязательная замена шины. Избежать износ можно только одним способом — оставив автомобиль в гараже или на стоянке. Но при грамотном стиле вождения вы можете замедлить истирание рисунка, сэкономив деньги на замене колес. Поэтому далее по тексту мы поговорим о том, как определить момент критического износа и как замедлить этот процесс. А перед этим мы уточним причины появления и виды износа. Эта информация поможет нам дать рекомендации по коррекции стиля вождения и уходу за автомобилем.

Основные виды износа рисунка протектора

В разновидностях допустимого износа разбираются преимущественно специалисты, занятые обслуживанием автомобилей. Рядовые автолюбители игнорируют эту проблему до первого неудачного торможения или определяют состояние колеса «на глазок». Между тем в любой автомастерской вам назовут, как минимум пять, разновидностей износа:

  • Односторонний вид — это когда истирание рисунка проявляется с внутреннего или внешнего края шины. Причем протектор стирается неравномерно, но по всем беговым дорожкам внешнего или внутреннего колеса.
  • Пилообразный вид — он похож на односторонний вариант, но с неравномерной степенью истирания беговых дорожек. Каждая из них стачивается на треугольник, поэтому профиль протектора напоминает зубья пилы.
  • Центральный вид — в этом случае в профиле протектора наблюдается выемка по центру, а боковые части колеса остаются нетронутыми.
  • Боковой вид — полная противоположность центральной разновидности, предполагающая стачивание плеча колеса с сохранением остального рисунка.
  • Чашеобразный вид — гибрид односторонней и центральной разновидности. Выемка в профиле протектора образуется с внешней или внутренней стороны колеса.

Существует отдельный вид износа — от старости, когда на поверхности шины появляются хорошо заметные трещины, а из рисунка выпадают отдельные «кубики». Такие дефекты указывают на крайнюю степень изношенности самой шины.

С теорией покончено, далее вам предстоит узнать, какие причины приводят к износу рисунка протектора.

Почему стирается протектор шины — основные причины износа

Каждая разновидность износа имеет свою причину. Автомеханики и мастера шиномонтажа настаивают на следующей взаимосвязи:

  • основная причина односторонней деформации — увеличенный угол развала колес;
  • главная причина неравномерных, пилообразных дефектов — непараллельные плоскости вращения колес;
  • единственная причина выемки по центру профиля — слишком большое давление в шинах;
  • основная причина бокового истирания — недостаточное давление в шинах;
  • вероятная причина чашеобразной деформации рисунка — критический износ деталей подвески, повлекший деформацию всего узла.

Возможная причина критического старения недавно купленных колес — отказ от сезонной замены шин (в некоторых случаях летний протектор высыпается буквально за одну зиму).

Мы связали виды и причины износа. Теперь вам предстоит узнать, как определить степень изношенности протектора. Но перед этим мы поговорим о допустимых показателях, которые регламентируются Правилами дорожного движения.

Допустимый износ — сколько это в миллиметрах

Ваше колесо подвергается минимальному износу с первым же поворотом вокруг своей оси. Для обеспечения надежного сцепления с асфальтом, грунтом, снегом и льдом шина должна быть мягкой, прилипая к дороге под весом автомобиля. В итоге она стирается о дорогу, теряя какую-то часть высоты профиля протектора на каждом метре пути. Это может продолжаться до тех пор, пока глубина рисунка не достигнет допустимого значения.

Допустимым износом на протекторе называется минимальная глубина, при которой колесо сохраняет достаточный для безопасного торможения уровень сцепления с дорогой.

Величина допустимой высоты рисунка прописана в Правилах дорожного движения и равна:

  • 1,6 миллиметра для легковых автомобилей;
  • 1,0 миллиметра для грузовиков;
  • 2,0 миллиметра для общественного транспорта (автобусы, троллейбусы, маршрутные такси);
  • 0,8 миллиметра для мотоциклов, скутеров или мопедов.

Причем в правилах говорится об остаточной высоте — новые покрышки имеют глубину нарезки от 8 миллиметров и более. А бывшие в использовании шины не рекомендуют покупать при остаточной глубине нарезки менее 4 миллиметров.

Если вас поймают на истонченных шинах, вас ждет ощутимый штраф. Причем следующий инспектор может оштрафовать вас повторно в тот же день. Ведь определить степень изношенности более чем просто. Это можно сделать не только линейкой, но и по индикаторам, предусмотренным производителями шин. Поэтому не экономьте на своих нервах и безопасности — купите новое колесо до того, как вас оштрафует сотрудник ГИБДД.

Способы оценки остаточного износа протектора

При интенсивной эксплуатации автомобиля шины сгорают быстрее, при редких выездах из гаража — медленнее. Но процесс истирания протектора идет постоянно. Поэтому каждому автолюбителю стоит озаботиться удобной процедурой контроля остаточной высоты рисунка, которую стоит проводить хотя бы раз в квартал.

Производители автошин предлагают два способа оценки допустимой ПДД высоты протектора:

  • измерение глубины рисунка — это делается линейкой, штангенциркулем, монеткой;
  • визуальный контроль по индикаторам глубины — для этого достаточно внимательного осмотра поверхности колеса.

Первый вариант более трудозатратный, но такой способ контроля остаточной глубины показывает фактическое состояние автошины. Поэтому его используют в случае сомнений в порядочности производителя, установившего индикаторы максимального и минимального износа на свое усмотрение.

Второй способ не предполагает особых усилий — для оценки остаточного рисунка вам понадобится только фонарик и знание расположения меток максимального и минимального уровня. Но в этом случае вы доверяете свою безопасность производителю шин.

Оптимальным методом контроля будет совмещение фактического и визуального способа. Потратьте час свободного времени на измерение остаточной высоты линейкой хотя бы раз в год, а в остальных случаях — ориентируйтесь на индикаторы.

Как измерить остаточный износ линейкой — пошаговая инструкция

  • Нанесите на борт шины автомобиля 6-8 меток, обозначив участки промера глубины рисунка. Для этих целей можно использовать обычный мел.
  • Найдите штангенциркуль или металлическую линейку длиной до 15-20 сантиметров. Если у вас нет этих измерительных приборов — возьмите 20-30 монеток, шило или толстую иглу №10. Не забудьте блокнот — в него вы будете записывать максимальную и минимальную высоту профиля. Монетку можно вставить в канавку, отметив царапиной глубину профиля.
  • Сдайте вперед или назад, открыв для измерения по два участка с каждой стороны колеса.
  • Выполните замеры в зоне отметки, измеряя остаточную высоту в трех местах — по центру, по внешнему и внутреннему краю протектора. Результаты измерения заносите в блокнот с указанием номера позиции и положения метки. Завершив фиксацию результатов, перечеркните или сотрите метку.
  • Сдайте вперед или назад, открыв следующие маркированные участки. Повторите замеры остаточной высоты. Продолжайте измерения пока не пройдете все 6-8 меток на каждом из четырех колес автомобиля.

Зачем такие сложности? Это нужно для того, чтобы измерять минимальную и максимальную высоту профиля не в одном месте, а по всей окружности колеса, с учетом возможного неравномерного износа по центру, внутренней и внешней стороне протектора шины. Такая пунктуальность поможет определить вид дефекта и его причины.

Индикатор износа на резине — что это такое и где находится

Простейший индикатор допустимой глубины протектора — перемычка внутри канавки, указывающая на максимальную степень износа. Если шина стерлась до перемычки — ее пора менять. Но этот способ не позволяет определять промежуточное состояние, отслеживая неравномерное истирание рисунка в миллиметрах или процентах. Поэтому все больше производителей переходит на более совершенные индикаторы, маркируя колеса:

  • цифрами — от 2 до 8 — вырезанными по центру, внешнему и внутреннему краю протектора;
  • процентами — от 20 до 100 — вырезанными по внутреннему, внешнему краю и центру.

Каждый индикатор — цифра или процент — погружается в тело шины на определенную глубину. При этом минимальное погружение соответствует максимальному индикатору — «8» или «100%». Предельно допустимые значения — 2 миллиметра или 20% — соответствуют максимальной глубине индикатора.

Когда шина изнашивается — первыми стираются наибольшие значения индикатора (с минимальной глубиной маркировки). Когда шина стирается ниже максимальной глубины, указывающей на допустимый износ, ее придется заменить новой моделью.

Место маркировки легко определить по отметке на бортах шины. Напротив индикаторов, вырезанных на внутренней и внешней стороне протектора, ставят треугольник, знак TWI, стрелку, звездочку (у зимнего варианта — снежинку) или логотип производителя.

Как замедлить износ шин — советы по стилю вождения и обслуживанию автомобиля

Во-первых, пересмотрите стиль вождения автомобиля. Откажитесь от агрессивных видов перестроения, резких разгонов со светофора (с пробуксовкой), старайтесь тормозить двигателем. Избегайте пробок — частые торможения и старты рывками приводят к очень быстрому износу протектора.

Во-вторых, подберите подходящий вид автошины, учитывая максимально допустимую нагрузку, индекс скорости, сезонность. Если нагрузить автомобиль сверх меры, ваша шина начнет изнашиваться с большей скоростью по внутреннему и по внешнему краю. Если постоянно превышать рекомендуемую индексом скорость — протектор сотрется до минимальной глубины за один сезон.

В-третьих, следите за техническим состоянием автомобиля. Контролируйте направление плоскостей вращения, а также угол развала — даже минимальные отклонения от рекомендуемых показателей усиливают изнашивание протектора. Следите за давлением в шинах — отклонения в этом параметре провоцируют неравномерное истирание центра, внешней и внутренней стороны протектора. Своевременно ремонтируйте подвеску, ее дефекты влияют на неравномерное изнашивание колес автомобиля по внутреннему и внешнему краю.

В-четвертых, не забывайте менять ведущие и ведомые шины местами. Если этого не делать, допустимый уровень износа проявится в два раза быстрее. Ведь ведущие колеса стираются быстрее ведомой пары — эту особенность определили еще первые производители автошин.

В-пятых, соблюдайте правила обкатки и сезонности. Летняя резина крошится на сильном морозе, а зимняя — стирается о горячий асфальт за один сезон. Но даже в соответствующее сезонности время года можно получить неравномерное истирание автошины, проигнорировав обкатку — короткий период времени, в течение которого ограничивают скоростной режим автомобиля.

Авто
5,66 млн интересуются