МиГ-21, или как его прозвали из-за внешнего вида "балалайка" можно назвать одним из самых массовых выпускаемых реактивных самолётов СССР за всё время и самым массовым реактивным самолётом третьего поколения. Говоря о МиГе-21 стоит конечно уточнить о какой именно модификации идёт речь. Я считаю правильным поговорить о самой лучшей версии "балалайки" - МиГ-21 бис. Но сначала нужно ознакомиться с историей самолёта.
История МиГ-21 и для чего его построили.
Серия МиГов-21 создавалась как лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель. Также не стоит забывать, что во время его конструирования, которым занимался советский авиаконструктор Анатолий Григорьевич Брунов, МиГ создавался как ответ НАТОвским реактивным истребителям, которые во многом превосходили МиГ-15 и другие советские самолёты второго поколения.
Первые работы над проектом МиГ-21 стартовали в 50-е годы прошлого столетия. Первый полёт был совершён 16 марта 1956 года. Поначалу самолёт Е-4, а именно такое первое название было у самолёта, не вызывал никаких надежд. Всё дело в том, что он требовал многих доработок, хоть Е-4 и прошёл лётные испытания с отличием. В ходе следующих испытаний самолёту присвоят серийное обозначение МиГ-21.
В 1971 году советские инженеры представили правительству СССР усовершенственную модель "балалайки". Новая модель носила название МиГ-21 СМТ. Этой модификации дали накладной топливный бак, из-за этого эту модификацию начнут называть "горбатый", также инженеры улучшили многие лётные характеристики, основываясь на ошибках предыдущей модели. и стоит признать эта модель была до определённого момента лучшей модификацией МиГ-21. Пока через год в 1972 году не была представлена самая лучшая версия МиГ-21.
Этой модификацией был МиГ-21 бис. Чем же он отличался от своих братьев по серии, что его стали считать лучшим из МиГов? По сравнению с предыдущими модификациями МиГ-21, эта модификация имела модернизированное крыло и усовершенствованное бортовое оборудование. С 1972-1985 года было выпущено 2000 таких модификаций МиГа-21. И эта модификация уже могла бороться на равных в воздухе с НАТОвскими реактивными истребителями третьего поколения, а в будущем и с четвёртыми будет разделять конкуренцию в воздухе.
Сравнение лётных характеристик МиГа-21 и одного из лучших реактивных истребителей НАТО третьего поколения.
МиГ-21 конечно хорош, или нет? Чтобы ответить на этот вопрос стоит сравнить Миг-21 с одним из самых лучших реактивных истребителей НАТО третьего поколения, которого часто сравнивают с "балалайкой" - с Фантомом (F-4 Phantom II), а точнее с его лучшей модификацией "Е". К слову о Фантоме. Его часто называют "Убийцей МиГов" давайте узнаем так ли это. Для этого воспользуемся таблицей основных лётных характеристик этих двух истребителей.
Как видим по пяти из семи пунктов МиГ-21 превосходит Фантома. На самом деле это только лётные характеристики, и естественно, зная вооружение Фантома (довольно нескромное) и вооружение МиГа, то можно понять, что МиГ-21 сможет одолеть Фантома исключительно в том случае, когда второй вступит в манёвренный бой (хотя тут зависит от навыков двух пилотов). В любом случае стоит признать, что в плане лётных характеристик МиГ-21 одолевает Фантома.
Судьба МиГа-21.
Судьба серии Самолётов МиГ-21 была необычна. МиГ-21 состоял на вооружении в 65 странах. Основными эксплуатантами были Индия (657 самолётов), Чехословакия (194 самолёта) и Китайская Народная Республика (2500 самолётов). Так же с началом массового производства МиГов-21, Финляндия закупила серию этих самолётов, и к 2000 году они были сняты с вооружения.
На данный момент тяжело сказать где сейчас МиГ-21 состоит на вооружении, т.к последний подсчёт самолётов этой серии был в 2016 году, и невозможно сказать где и сколько МиГов сейчас стоят на вооружении. Но по подсчёту на 2016 год Миг-21 состоит на вооружении Анголы, Египта, Вьетнама, Кубы, Ливии и Мозамбика. Так же МиГ состоял на вооружении всех стран Варшавского Договора.