Надеюсь, вы простите меня за отсутствие в этом материале шаблонных шуток, в которых упоминается Opel. Я не вижу в них ничего особенно смешного. Для меня эта марка всегда стояла особняком. Благодаря историческим связям Opel Kadett K38 и Москвич 400/401, Opel Kapitan и ГАЗ-М20, ГАЗ-21 . В силу существования Opel GT и Lotus Omega. И вообще — с 1929 по 2017 годы Opel был полноправной частью General Motors, что позволяло "народной" марке иметь в линейке модели с V8 под капотом. Но давайте обо всем по порядку. Мне удалось посетить запасник завода Opel в Рюссельсхайме и прикоснуться к истории марки своими руками.
Видео из музея Opel, 1 часть:
Основанная в 1862 году Адамом Опелем компания поначалу выпускала швейные машинки и недешевые велосипеды. К моменту смерти Адама в 1895 году, компания была лидером на обоих рынках. Первый автомобиль Opel появился лишь в 1899 году, но не был удачным, что потребовало закупки для последующих моделей французских шасси Darracq. Двухцилиндровый (1.9 л, 12 л.с.) Opel-Darracq выпускался с 1902 по 1907 годы.
Первым по-настоящему популярным Opel стал так называемый "докторваген" — недорогой, всего 3950 марок, и выносливый автомобиль.
И пошло-поехало… к началу двадцатых, Opel стала первой немецкой маркой, внедрившей масштабное конвейерное производство с современными производственными линиями. К концу десятилетия марка завоевала более 37% немецкого рынка, являясь крупнейшим экспортером автомобилей.
Построенные внуком Адама, Фритцом фон Опелем, ракетные автомобили RAK1 и RAK 2 на твердотопливных ускорителях конструкции Фридриха Вильгельма Зандера просто шокировали общественность скоростными рекордами.
23 мая 1928 года Фритц лично установил рекорд на автодроме Авус близ Берлина — 230 километров в час. И все это без ремней в салоне. Несмотря на развитые аэродинамические элементы, автомобиль управлялся плохо, поэтому следующие рекордные “опели” были рельсовыми.
Уже через год компания была куплена концерном General Motors, и новые свершения шли друг за другом.
В 1935 году, благодаря успеху модели P4, Opel стал первым немецким производителем, выпускающим свыше 100 000 машин ежегодно. Модель Olympia 1935 года стала первым немецким автомобилем с несущим кузовом. Запущенный в 1936 Kadett K38 воплотил все инновации “Олимпии” по меньшей цене.
В 1937 году появился представительский рамный Admiral, который успешно конкурировал с Horch, Mercedes-Benz и Maybach.
75-сильная рядная шестерка объемом 3.7 литра была схожей с той, что ставили на автомобили Chevrolet и Bedford. Это “пригодилось” во время войны — захватывая технику друг друга, и немцы, и союзники могли ремонтировать двигатели своими запчастями.
Модель среднего класса Kapitan, представленная на Женевском автосалоне 1938 года, стала последней предвоенной новинкой немецкой марки. Построенный на несущем кузове автомобиль оснащался рядной шестеркой от предшествующей модели Super Six.
Как и другие модели Opel, он предлагался в широком количестве вариантов кузова и цветовых решений.
А потом была война. Немцы национализировали производство, на заводах в Бранденбурге и Рюссельсхайме стали делать детали для самолетов, военные автомобили и танки. По сути, из предвоенной линейки на конвейере в Бранденбурге остался только трехтонный грузовик Opel Blitz. Во время войны производства не раз подвергались бомбардировке, например, завод в Рюссельсхайме был наполовину разрушен.
После войны часть оборудования и документации завода в Бранденбурге была вывезена в СССР (несмотря на то, что завод находился в западной части Германии). Далее источники расходятся во мнениях — что именно из оснастки и документов досталось СССР- но факт есть факт, что Москвич 400/401 был близнецом Kadett K38, а Kapitan послужил заготовкой для ГАЗ-М20, часть немецких решений в конструкции кузова и передней подвески сохранилась и на ГАЗ-21.
Поскольку в США, конечно же, сохранились все документы по предвоенным моделям, после восстановления производства их выпуск был продолжен до начала пятидесятых, пока экономика страны приходила в себя.
Новая линейка моделей — в частности, Olympia Rekord с понтонным кузовом и современный ей Kapitan изобиловали хромированными деталями и в целом представляли во всей красе американский стайлинг, просто в меньшем формате.
В начале шестидесятых был перезапущен компактный Kadett. И только в 1964 году возобновился выпуск “люксового” автомобиля под названием Admiral, в рамках абсолютно нового семейства KAD — Kapitan, Admiral, Diplomat.
Помимо базовой рядной шестерки (2.6 л, 99 л.с.) на них ставили моторы 2.8 CIH (Cam in Head, 125-140 л.с.) с распредвалом внутри ГБЦ — средний вариант между верхним расположением распредвала и нижним, с очень короткими толкателями), а также… 190-сильный V8 4.6 л от Chevrolet с двухступенчатым автоматом GM Powerglide. Позже на модели Diplomat ставили и более крупный V8 5.4, 327-й модели, выдающий 230 л.с.
Вживую “опели” шестидесятых весьма похожи на американцев, и это неслучайно — зачастую именно их платформы использовались для создания американских новинок. Например, Diplomat послужил основой для Cadillac Seville. Как мы знаем, такой способ снизить бюджет при разработке новой модели в последующие годы применялся в GM регулярно, особенно после полной унификации модельного ряда Opel с Vauxhall и частичной с Holden.
Но это было чуть позже, а пока в конце шестидесятых в линейке Opel не хватало только настоящего спорт-купе. И им стал представленный в 1968 году Opel GT — основанное на агрегатах Kadett B переднемоторное заднеприводное купе, с кузовом производства французской компании Brissonneau & Lotz. Базовый мотор — верхнеклапанная четверка объемом 1.1 л — выдавал всего 67 л.с., опциональный двигатель 1.9 CIH — 102 л.с. С топовым мотором, небольшой (длина 4.1м, база 2.4 м) 845-килограммовый GT делал сотню за 11 с, и мог разгоняться до 182 км/ч.
Модель выпускалась до 1973 года, было продано более 103 000 автомобилей. Одной из необычных особенностей этого автомобиля были выдвижные и поворотные фары. Пожалуй, и по сей день это самый красивый автомобиль Opel, сильно напоминающий Chevrolet Corvette тех же лет, просто в уменьшенном размере. Одновременно, это и самый культовый автомобиль Opel до сих пор.
Еще одно купе выпускалось с 1967 по 1971 годы — Commodore A, построенный на агрегатах Record C, с поправкой на шестицилиндровый мотор (2.2 95 л.с., 2.5 115-150 л.с., 2.8 145 л.с., все типа CIH).
Еще один роскошный аппарат с кузовом купе выпускался партнером Opel, Эрихом Биттером, на агрегатах Diplomat V8. Он так и назывался, CD — Coupe Diplomat. Изначально CD был разработан в GM, но на крупносерийное производство денег выделено так и не было — вот почему доработанный концепт Opel строили на стороне и под маркой Bitter.
В 1970 году в линейке Opel появилось еще одно купе — Manta, построенное на агрегатах модели Ascona. Штатно автомобиль оснащался двигателями мощностью от 60 до 105 л.с. (объем от 1.2 до 1.9 л). На 1.9 CIH уже ставили инжектор вместо карба.
Тюнингисты ставили на 1.9 турбонагнетатель Holset 3LDG, и со 156 л.с. автомобиль делал сотку за 7.6 с. Как и при установке атмосферного 140-сильного 2.8 от Holden Commodore. Гоночные версии развивали до 230 л.с.
Модель второго поколения (1975-1988) тоже была довольно популярной, в том числе, и в ралли. Большая часть моторов была конструкции CIH. Место Manta в модельном ряду Opel в 1989 году сменила модель Calibra.
Более новая история марки, конечно, хорошо знакома большинству драйвовчан — многие Opel девяностых и двухтысячных годов еще колесят по дорогам страны.
Но были в ней и особенные яркие моменты. О них, а также о концептах разных лет, и гоночных автомобилях, поговорим в следующих материалах.
А пока — несколько фотографий музейной ремзоны, где автомобилям из запасника проводят ТО (да, они периодически ездят!) и выполняют необходимые ремонтные работы.
Разумеется, с использованием оригинальных запчастей.
Спасибо за внимание, буду рад вашим подпискам, репостам и комментариям!