Выпущенный в 1959 году Boeing 707 произвел революцию не только в авиаперевозках, но и в умах людей. Благодаря этому самолёту и маркетинговым кампаниям, развернутым не только самим авиапроизводителем, но и лояльными ему авиакомпаниями, в умах людей прочно засело понимание возможности позавтракать в Нью-Йорке и пообедать в Лондоне.
Да, Boeing 707 сократил путь из Нью-Йорка в Лондон до 6 ½ магических часов. (О ещё одном трюке, на который был способен этот самолет, читайте в моей статье https://zen.yandex.ru/media/id/5e8a17c8439e100e52a4e466/bochka-na-boinge-5e8a17e00f9a4d63482b1526).
В конце 1950-х годов в КНР также озадачились вопросом создания собственного пассажирского лайнера.
Напомню, в то время Китай находился под жесткими западными санкциями, а его место в ООН занимал Тайвань.
Изначально, китайские инженеры планировали создать самолет на основе советского бомбардировщика Ту-16 (аналогично тому, как поступили и в самом СССР).
Однако, Культурная революция и прочие потрясения затянули процесс создания лайнера. Возможно, мы так и не увидели бы рождения китайского реактивного самолета, если бы не один случай (как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло).
19 декабря 1971 года Boeing 707 авиакомпании PIA (Pakistan International Airlines) получил повреждения при посадке в Китайском Восточном Туркестане.
На место происшествия были командированы также инженеры Шанхайского авиазавода, проведшие за изучением и копированием самолета более 3-х месяцев.
Первый полет китайский Y-10 совершил только лишь 26 сентября 1980 года.
Надо сказать, к тому времени в Китае и авиации поменялось всё: Китай вышел из-под мировой изоляции - и ему стали доступны импортные самолеты, а четырехдвигательные узкофюзеляжные лайнеры Boeing 707 и Douglas DC-8 стали уходить в прошлое.
Таким образом, массивная работа, проделанная сотнями людей оказалась никому не нужна - и проект был окончательно свёрнут в 1986 году, когда в бюджете КНР на его поддержку денег не нашлось.
Всего за почти 20 лет было построено только 3 самолета Shanghai Y-10.
Для любознательных ниже приведу характеристики получившегося самолета:
Тип: Пассажирский четырехдвигательный турбореактивный дальнемагистральный
Кол-во членов летного экипажа: 5
Размах крыла: 42,24м
Длина фюзеляжа: 42,93м
Высота: 13,42м
Максимальный взлетный вес: 110т
Силовая установка: 4 двигателя JT3D или китайских клона WoLun-8 тягой 80,07 кг каждый
Максимальная скорость на эшелоне: 974 км/час
Практическая скорость на эшелоне: 917 км/час
Максимальная вертикальная скорость набора высоты: 1200 м/мин
Потолок: 12000м
Длина пробега при взлете: 2318м
Длина пробега при посадке: 2143м
Максимальная дальность: 8300 км
Компоновка салона: 16 мест первого класса с расстоянием между рядами 1,05м, 108 мест в кабине экономического класса с расстоянием между рядами 0,8м. В уплотненной компоновке пассажировместимость достигала 179 человек, а расстояние между рядами 0,74м