Найти тему
Жизнь в полёте

Shanghai Y-10: китайский "клон" Boeing 707

Shanghai Y-10 авиакомпании CAAC
Shanghai Y-10 авиакомпании CAAC

Выпущенный в 1959 году Boeing 707 произвел революцию не только в авиаперевозках, но и в умах людей. Благодаря этому самолёту и маркетинговым кампаниям, развернутым не только самим авиапроизводителем, но и лояльными ему авиакомпаниями, в умах людей прочно засело понимание возможности позавтракать в Нью-Йорке и пообедать в Лондоне.

Да, Boeing 707 сократил путь из Нью-Йорка в Лондон до 6 ½ магических часов. (О ещё одном трюке, на который был способен этот самолет, читайте в моей статье https://zen.yandex.ru/media/id/5e8a17c8439e100e52a4e466/bochka-na-boinge-5e8a17e00f9a4d63482b1526).

Boeing 707 авиакомпании Pan American World Airways
Boeing 707 авиакомпании Pan American World Airways

В конце 1950-х годов в КНР также озадачились вопросом создания собственного пассажирского лайнера.

Напомню, в то время Китай находился под жесткими западными санкциями, а его место в ООН занимал Тайвань.

Изначально, китайские инженеры планировали создать самолет на основе советского бомбардировщика Ту-16 (аналогично тому, как поступили и в самом СССР).

Ту-104 авиакомпании "Аэрофлот"
Ту-104 авиакомпании "Аэрофлот"

Однако, Культурная революция и прочие потрясения затянули процесс создания лайнера. Возможно, мы так и не увидели бы рождения китайского реактивного самолета, если бы не один случай (как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло).

19 декабря 1971 года Boeing 707 авиакомпании PIA (Pakistan International Airlines) получил повреждения при посадке в Китайском Восточном Туркестане.

Boeing 707 авиакомпании PIA, совершивший вынужденную посадку в КНР 19-12-71г.
Boeing 707 авиакомпании PIA, совершивший вынужденную посадку в КНР 19-12-71г.

На место происшествия были командированы также инженеры Шанхайского авиазавода, проведшие за изучением и копированием самолета более 3-х месяцев.

Главный инженер проекта Shanghai Y-10 Ма Феншань
Главный инженер проекта Shanghai Y-10 Ма Феншань

Первый полет китайский Y-10 совершил только лишь 26 сентября 1980 года.

Кабина сохранившегося в шанхайском музее Shanghai Y-10
Кабина сохранившегося в шанхайском музее Shanghai Y-10

Надо сказать, к тому времени в Китае и авиации поменялось всё: Китай вышел из-под мировой изоляции - и ему стали доступны импортные самолеты, а четырехдвигательные узкофюзеляжные лайнеры Boeing 707 и Douglas DC-8 стали уходить в прошлое.

Таким образом, массивная работа, проделанная сотнями людей оказалась никому не нужна - и проект был окончательно свёрнут в 1986 году, когда в бюджете КНР на его поддержку денег не нашлось.

Shanghai Y-10 в музее Шанхайского авиазавода
Shanghai Y-10 в музее Шанхайского авиазавода

Всего за почти 20 лет было построено только 3 самолета Shanghai Y-10.

Для любознательных ниже приведу характеристики получившегося самолета:

Shanghai Y-10 в ливрее авиакомпании CAAC
Shanghai Y-10 в ливрее авиакомпании CAAC

Тип: Пассажирский четырехдвигательный турбореактивный дальнемагистральный

Кол-во членов летного экипажа: 5

Размах крыла: 42,24м

Длина фюзеляжа: 42,93м

Высота: 13,42м

Максимальный взлетный вес: 110т

Силовая установка: 4 двигателя JT3D или китайских клона WoLun-8 тягой 80,07 кг каждый

Максимальная скорость на эшелоне: 974 км/час

Практическая скорость на эшелоне: 917 км/час

Максимальная вертикальная скорость набора высоты: 1200 м/мин

Потолок: 12000м

Длина пробега при взлете: 2318м

Длина пробега при посадке: 2143м

Максимальная дальность: 8300 км

Компоновка салона: 16 мест первого класса с расстоянием между рядами 1,05м, 108 мест в кабине экономического класса с расстоянием между рядами 0,8м. В уплотненной компоновке пассажировместимость достигала 179 человек, а расстояние между рядами 0,74м