Его начали строить в 1937 году, а изыскательские и проектные работы начались немного ранее. Находится тоннель в Хабаровске и проходит под рекой Амур. Невероятно сложный проект по тем временам, требующий и времени, и денег. Но через четыре года, в июле 1941-го, первый поезд уже прошел под руслом реки. Через год объект был запущен в эксплуатацию. И это в то время, когда с начала войны прошло всего три недели.
Объект оказался стратегически важным на Транссибе, - нужен был подземный путь, недосягаемый при бомбардировке с воздуха, в случае столкновения с империалистической Японией. Можно, конечно, и по мосту через Амур вести составы, но тоннель стал незримым участком, по которому шли военные и гражданские грузы.
Сначала его называли «Стройка №4», его протяженность 7,2 км. Для прохождения состава – по времени это не так много, а по строительству – невероятно сложно и ответственно, ведь такой проект в России осуществлялся впервые. К тому же рельеф очень сложный: глубина 7 метров, потом 14 метров и 50 метров.
На этой довоенной стройке работало пять тысяч человек, и можно только представить какая ответственность лежала на людях – в первую очередь высокие объемы работ, чтобы уложиться в срок.
Потом тоннель долго считался объектом секретным. А когда в 60-х грузопоток увеличился, стали задействовать и этот участок.
Он эксплуатируется до сих пор, хотя в этом году ему 78, и построен он так, что после реконструкции прослужит еще немало лет. Рядом с тоннелем установлена гранитная плита, на которой написаны слова благодарности железнодорожной бригаде, претворившей этот проект в жизнь. Трудами прежних поколений пользуемся до сих пор.