Найти в Дзене
Белгин Йилмаз

Психодинамическая теория личности. Бихевиоральные теории личности. (23.03-29.03)

Основоположником психодинамической теории личности, также известный под названием "классический психоанализ", является австрийский ученый З. Фрейд. По мнению Фрейда, главным источником развития личности являются врожденные биологические факторы (инстинкты), а точнее, общая биологическая энергия - либидо (от лат. - влечение, желание).

Зигмунд Фрейд - психоаналитическая теория
Зигмунд Фрейд - психоаналитическая теория

Эрик Эриксон - Эпигенетическая теория
Эрик Эриксон - Эпигенетическая теория
Альфред Адлер
Альфред Адлер
Карен Хорни - социокультурная теория
Карен Хорни - социокультурная теория
Эрик Фомм - гуманистическая теория
Эрик Фомм - гуманистическая теория
Карл Густав Юнг - аналитическая теория
Карл Густав Юнг - аналитическая теория

Бихевиоральные теории личности.

Бихевиоральные теории личности – направление теоретической и экспериментальной психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в американской психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка. Представители этого направления – Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард. Подход отличается особым вниманием к построению экспериментальной процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом бихевиоральной теории личности являются процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением.

В бихевиоральной теории личности. изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенческих образцов. Личность приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Не отрицая врожденных факторов, представители бихевиоризма изучают прежде всего наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды.

Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Основные типы научения: классическое (И. П. Павлов), оперантное (Скиннер), угашение (И. П. Павлов), имитация (Бандура ). Изучение оснований и движущих сил развития личности выступает как анализ физиологических механизмов влечений. Различают первичные (физиологические) и вторичные (психологические) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими. Система подкреплений также усложняется: первичн. подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутр. организацию.

В русле бихевиорального подхода сформировалось одноименное психотерапевтическое направление, также базирующееся на теории научения. Его развивают Айзенк, Дж. Уолп, Бандура, А. Лазарус, А. Каздин. Эмоц. проблемы рассматриваются в нем как результат формирования связи эмоции с определенным стимулом (напр., учитель вызывает у ребенка тревогу). Признавая, что прошлые события повлияли на возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не исследуют корни нарушений. Невротическое поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления. В качестве причин поведенческих проблем называют отсутствие адекватной родительской модели, депривацию основных потребностей, травмы, неподдерживающее окружение, отсутствие возможности апробировать и закреплять определенные поведенческие образцы.

-7