Задался вопросом, когда был сделан первый электроавтомобиль? Ранее не задавался данным вопросом. Дата его создания вызвала у меня удивление. Оказывается еще в XIX веке. Датой отсчета считается 1837 год. Роберт Дэвидсон (Шотландия) представили миру свой электромобиль, в котором могли ехать 2 человека. Работал он от одноразовой батареи.
В 1899 году в Российской империи был создан первый электроавтомобиль. Его создал одесский изобретатель дворянин Ипполит Владимирович Романов. Он разработал три первых русских электроавтомобиля, два из них были передне приводными. Сборку данных автомобилей осуществляла петербуржская фабрика Петра Фрезе. Первый электроавтомобиль построен в 1899 году, был с открытым кузовом, двух местный (Фото1). Через год появился второй образец с закрытым и застекленным кузовом (Фото2). На обоих электроавтомобилях кучер (водитель) седел за пассажирским отсеком наверху. Под кучером находились свинцовые батареи, которые подавали ток на два электромотора общей мощностью в четыре силы. Приводили они передние колеса большого диаметра, каждый своё колесо.
Первый русский омнибус (автобус) появился в 1900 году (Фото3). У него была мягкая подвеска. Водитель располагался спереди. В нем могло разместиться 15 человек. Сзади была открытая площадка, где мог располагаться кондуктор и 4 пассажира. Омнибус приводили в движение восемь аккумуляторов расположенных под полом. Задние колеса вращали два электромотора мощностью по шесть сил.
В это же время на фабриках "Фрезе" и "Дукс" пытались из импортных частей организовать сборку электроавтомобилей с двумя моторами по 3,5 силы, и электробус с 12 сильным мотором. (Фото 4, Фото 5).
Далее как мы знаем была Первая мировая война, за ней последовала революция. И только уже в СССР в 1935 был построен первый советский электроавтомобиль ЛЭТ (Лаборатории Электрической Тяги института МЭИ, Фото 6). Создатели ЛЭТ это: профессор В.Резенфорда и инженер Ю.Галкин. В качестве основы был грузовой автомобиль ЗИС-5. На платформе автомобиля создатели установили ящики, в которых располагались аккумуляторы общей емкостью 168 А\ч, массой 1400 килограммов. От них питался электродвигатель, расположенный под кабиной, мощностью 13 кВт при 930 оборотов в минуту. Автомобиль развивал максимальную скорость в 24 км\ч и запас хода составлял 40 км. Грузоподъемность ЛЭТа была 1800 кг. это два контейнера под мусор.
Уже после Великой Отечественной Войны в 1948 в НАМИ разработали два экспериментальных электроавтомобиля НАМИ-750 и НАМИ-751 (Фото7, Фото8), грузоподъёмностью 0,5 и 1,5 тонны соответственно. В движение электроавтомобили приводились двумя электродвигателями мощностью 3,2 кВт и 6,0 кВт соответственно. В среднем заряда батареи хватало на 60 км., при скорости около 30 км\ч. Сначала автомобили проходили испытания в Москве, после испытаний за их мелкосерийное производство взялся ЛАЗ под руководством сотрудника НАМИ - А.С. Резников. В 1951 году былас обрана партия из 20 машин, которую отправили в Москву и Ленинград (Санкт-Петербург), где они эксплуатировались с 1952-1958 г., перевозя корреспонденцию.
До 70 годов интерес к электроавтомобилям пропал. В 70-е годы было много экспериментов с электроавтомобилями. В данных экспериментах принимали участия: НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ), Всесоюзный НИИ электромеханики (ВНИИЭМ), Всесоюзный НИИ электротранспорта (ВНИИЭТ), а также автомобильные заводы ВАЗ, ЕрАЗ, РАФ и УАЗ. Обо всем по порядку. Автомобиль НИИАТ — А.925.01 (Фото9) с системой питая на постоянном токе проходил испытания в 1975 г. Блок у правления у НИИАТ — А.925.01 был тиристорным, что его и отличало от предшественников. В движение приводился 21кВт мотором постоянного тока. Весила около двух тон, достигала скорости 70 км\ч и запас хода был 80 километров.
В 1974 году пять электромобилей У-131 (Фото10) на базе УАЗ-451ДМ поступили для опытной эксплуатации в Москву на автокомбинат №34. Создали данные машины совместно НИИ Главмосавтотранса и ВНИИЭМ Минэлектротехпрома. В них применялся двигатель асинхронный двигатель на переменном токе мощностью. Аккумуляторы были емкостью 100 А*ч, обеспечивали запас хода до 70 километров. На 70% аккумуляторы заряжались за 1 час. Инженеры сохранили привычное рулевое и педальное управление. Так как отсутствовала коробка передач У-131 было проше управлять при нажатии на газ У-131 ехал, при нажатии на тормоза срабатывала система рекуперативного торможения. Грузоподъёмность составляла 500 кг. В 1978 году УАЗ сам изготовил электроавтомобиль УАЗ-451МИ (Фото11). Оснастили данный автомобиль установкой переменного тока, дополнительно имел зарядное устройство. УАЗ-451МИ Можно было заряжать во время погрузки за 1 час примерно на 70-75%. Эта машина вместе со своим главным конструктором Кузнецовым осенью 1978 года отправилась в США. На выставке электромобилей, которая проходила в Филадельфии, УАЗ-451МИ произвел настоящий фурор, поскольку советский авто оказался единственным, работавшим на переменном токе. С 1980 по 1985 год было выпущено 65 электроавтомобилей УАЗ-3801 (Фото12). Грузоподъемностью 800 кг. Разгонялся до 70 км\ч. Для зимы установили бензиновый отопитель от «Запорожца».
В стало для меня неожиданностью, что даже на Ереванском автомобильном заводе разрабатывали электроавтомобили. В 1974 году был выпущен ЕрАЗ-3731 (Фото13). Запас хода был около 45 км. максимальная скорость составляла 57 км\ч. Автомобиль оснащался электродвигателем мощностью 21кВт, системой управления скоростью работы электромотора, оборудованной регулятором напряжения. На нем было установлено 96 аккумуляторов, за спиной водителя. На 70% автомобиль подзаряжался в течении одного часа.
На Елгавском предприятии в 70-е годы разрабатывали электроавтомобили. В 1976 году был выпущен электроавтомобиль РАФ-2204 (Фото14). РАФ-2204 получил моторы мощностью 23 кВт. Максимальная скорость была 60 км\ч, запас хода был 70 км. При этом все это было в загруженном состоянии. А именно 10 человек с водителем, и батареи, которые весили 630 кг. Для Олимпиады-80 разработали автомобиль РАФ-2910 (Фото15). Он был оснащен откидным столиком, двери были с обеих сторон, откидным столиком, холодильником, на крыше, не на всех, было информационное табло, которым управляли из салона. Аккумуляторы на данных автомобилях не подзаряжали, их просто меняли на новые с помощью погрузчика. У них была максимальная скорость 30 км\ч, запас хода 100 километров.
И вот дошла очередь до "АвтоВАЗа" . В 1970 году на "АвтоВАЗе" решили создавать электроавтомобили, чтобы не отставать от запада. В апреле 1974 года было создано подразделение, инженеры которого должны был создавать автомобили без традиционных ДВС. В 1975 году провел презентацию первого электроавтомобиля ВАЗ-2801 (Фото16). Сконструирован ВАЗ-2801 был на базе ВАЗ-2102. Даже отверстие под выхлопную трубу осталось, но трубы не было. Автомобиль оснащался двумя никель-цинковыми аккумуляторами одни был под капотом, второй в грузовом отсеке. Запас хода составлял 110 км. В 1980-1981 года было выпущено 47 таких автомобилей индекс их был ВАЗ-2102Э, позже изменили индекс на 21029. Автомобили эксплуатировались в Москве, Тольятти и Киеве.
Далее "АвтоВАЗ" сконцентрировался на разработке автомобилей серии "Пони". Первый из них был ВАЗ- 1801 (Фото17) выпущено было два экземпляра. Их предназначение было обслуживать курорты, выставки, парки и другие места отдыха. Автомобиль получился очень интересным. На тестах его разогнали до 100 км\ч, в последствии максимальную скорость ограничили на 70 км\ч. При скорости в 40 км\ч запас хода был 140 км. На одной из выставок «Пони» заинтересовались французские представители. Они даже предложили наладить поставку ВАЗ-1801 во Францию для обслуживания строящегося туннеля через Ла-Манш. За каждый электромобиль предлагалось 10 тысяч долларов. Увы, из-за отсутствия мощностей для серийного производства данной модели заказ выполнить не удалось. В 1980 году была сделана модель грузовичка ВАЗ-2802-01 (Фото18). Несущая конструкция была сделана из алюминия. Благодаря этому получилась хорошая грузоподъёмность в 450 кг. Запас хода был 130 км. Основным недостатком этой модели была недогруженная задняя ведущая ось. Пустой автомобиль на снегу или даже траве не мог тронуться. Другой прототип ВАЗ-2802-02 (Фото19) был закрытый грузовичок. Он получился с очень маленькой грузоподъемностью всего 100 кг. Кабина не имела вентиляции и отопления, только сделали два отверстия в крыше.
Следующей моделью стал ВАЗ-2702 (Фото20), созданная в 1981 году. Её создавали с учетом опыта по созданию модели ВАЗ-2802. В это раз просчитали развесовку, отказались от стальной основы. Рама была сделан из алюминия. Машина должна была развозить не большой товар по разным городам. Позже ВАЗ-2702 переименовали в ВАЗ-2301. Автомобиль получил доступ к грузу сбоку и сзади. Сделана была ещё модель с бортом и тентом. Собрано до 1985 года было 10 таких электромобилей. Лицензию на производство таких автомобиле продали сторонней компании, но сборка так и не началась.
На Московском автосалоне в 1992 году был представлен ВАЗ-1151 (Фото21) с названием "Гном". Это 2-ух местный городской автомобиль тиристорной системой управления электроприводом и рекуперацией энергии при торможении. ВАЗ-1151 мог похвастаться плавным и интенсивным разгоном и запасом хода до 100 км. Электроавтомобиль «Гном» получил высокую оценку на презентации в Монте-Карло в 1996 году, однако до конвейерной линии городской «малыш» так и не доехал.
Как мы видим в СССР много внимания уделялось электроавтомобилям. К сожалению массового выпуску не суждено было состояться. Основная проблема, как и сейчас это запас хода и источник энергии, не развитость сети зарядных станций. Сами по себе многие проекты были успешные и показали, что в будущем есть место для электроавтомобилей.
Спасибо, что дочитали до конца. Если Вам понравилась статья ставьте лайк. Если не понравилась ставьте дизлайк. Если нейтрально не ставьте ничего. Оставляйте комментарии. Подписывайтесь на канал.
Источники:
https://www.kolesa.ru/article/iz-rossii-v-sssr-tupikovaya-istoriya-otechestvennykh-elektromobiley
http://alternathistory.com/istoriya-elektromobilya-v-sovetskom-soyuze-i-rossii/
http://www.electro-machines.ru/auto/elektromobil-u-131
https://ev-avto.ru/electricheskie/istoriya-armyanskogo-elektromobilya-eraz-3731
https://ev-avto.ru/electricheskie/elektricheskie-mikroavtobusy-raf-istoriya-sozdaniya
https://auto.onliner.by/2017/07/04/vaz-11