Электросамокат – новый и современный помощник для передвижения, набирающий популярность в мегаполисах и не только. На них ездят в магазин или аптеку, отвозят ребёнка в детский сад, просто катаются для отдыха. Выделяясь на фоне традиционных транспортных средств, электросамокат окружён мифами, доверяясь которым можно угодить в неприятную ситуацию с законом.
Мифы
Главный миф об электросамокатах заключается в утверждении, что его водитель – это пешеход. Появился он в сентябре 2018, когда газета «КоммерсантЪ» привела цитату из письма МВД РФ о том, что “…участники движения, использующие «современные технические средства передвижения, в том числе гироскутеры, моноколеса, сигвеи», с юридической точки зрения приравниваются к пешеходам.” Позиция МВД РФ получила широкий общественный резонанс, а тема “пешеходов”, передвигающихся со скоростью 50 км/ч, активно обсуждалась как в Интернете, так и среди чиновников, и на федеральных телеканалах. Приравнивание водителей электросамокатов к пешеходам породило собой заблуждение о том, что для их управления не нужно водительское удостоверение, а к ответственности за нарушения ПДД водителя электросамоката могут привлечь только как пешехода.
Реальность
В реальности законодатель урегулировал вопросы со статусом электросамокатов и прочих средств передвижения, имеющих электродвигатель, еще в 2014, до того как эта тема стала популярна. Постановлением правительства РФ от 22.03.2014 N 221 в Правила дорожного движения были внесены изменения, касающиеся электродвигателей.
ПДД определяют пешехода как лицо, находящееся вне транспортного средства либо использующего для передвижения собственную физическую силу (он ходит пешком или отталкивается от земли на самокате, роликовых коньках или подобном средстве). Велосипедист под такое определение не подпадает, так как он воздействует на сам велосипед, а не на землю. Так как водитель электросамоката при езде стоит на нем целиком (т.е. находится на ТС) и использует для передвижения силу двигателя, он не подпадает под понятие пешехода. В свою очередь наличие у электросамоката установленного двигателя, за счет которого происходит движение, является определяющим критерием для понятия транспортного средства.
Следующий логичный вопрос – какое именно транспортное средство электросамокат? ПДД знают всего три транспортных средства с двумя колесами – велосипед, мопед и мотоцикл, квалифицирующим признаком каждого из которых является мощность мотора, в том числе электрического, а также максимальная скорость. К велосипедам ПДД относят транспортные средства с двигателями мощностью до 0,25 кВт, отключающиеся на скорости 25 км/ч; к мопедам – от 0,25 кВт до 4 кВт при максимальной скорости до 50 км/ч; к мотоциклам – с двигателем любой мощности, если он позволяет развить скорость более 50 км/ч.
Таким образом, квалификация электросамоката как транспортного средства напрямую зависит от мощности его мотора.
Электросамокаты с мощностью двигателя до 250 Ватт (0,25 кВт), такие как RAZOR POWER CORE E100, XIAOMI MIJIA M365, NINEBOT BY SEGWAY ES1, ZAXBOARD ES-8i, относятся к велосипедам. Как следствие, для их управления не нужны водительские права и (родителям на заметку!) их можно давать детям. Однако на водителей таких самокатов распространяются все требования ПДД, относящиеся к велосипедистам. Они могут передвигаться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов, а также (в предусмотренных ПДД случаях) – обочине и тротуару.
Электросамокаты с мощностью двигателя от 250 до 400 Ватт (если максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч), такие как KUGOO M4, HALTEN RS-01, MINI GOGO 36V, относятся к мопедам. Для их управления уже необходимы водительские права с категорией “М”. Если Ваше чадо просит купить ему подобный девайс, можете смело объяснить, что это может случиться не ранее достижения им 16 лет и только при условии окончания мотошколы. В противном случае такой подарок может повлечь для родителя наложение штрафа в размере 30 тыс. руб. по ч. 3 ст. 12.7. КоАП РФ (передача транспортного средства лицу заведомо не имеющим права его управления). Также водители таких электросамокатов обязаны выполнять требования ПДД для мопедов.
Мощные электросамокаты (более 1000 Ватт), такие как DUALTRON 3 1600W, ULTRON T118, KAABO WOLF WARRIOR, уже можно причислить к мотоциклам. Со всеми вытекающими для владельцев обязанностями.
Такой подход к квалификации электросамокатов уже нашел отражение в правоприменительной практике. Так, Постановлением Московского городского суда от 29 ноября 2019 г. по делу № 4а-7610/2019 были оставлены без изменения решения нижестоящих судов о привлечении Ильина О.В. к административной ответственности за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. Защита по делу, в частности, указывала, что транспортное средство (электросамокат), которым управлял ответчик, не относится к транспортным средствам, понятие которых сформулировано в примечании к ст. 12.1 КоАП РФ. Однако Мосгорсуд, основываясь на технических характеристиках электросамоката и определений ПДД, подтвердил выводы нижестоящих инстанций о квалификации конкретного электросамоката как мопеда.
Законы физики
Может возникнуть вопрос: насколько справедливо регулировать законом управление этими небольшими транспортными средствами так же строго, как и традиционными мопедами и мотоциклами? Давайте разберёмся.
Управление любым транспортным средством как таковое делится на
1. поведение водителя – это его знание, что и когда нужно делать, понимание своих и чужих действий на дорогах общего пользования. Здесь все просто - ПДД одни для всех участников дорожного движения и водитель электросамоката ничем не отличается от водителя мотоцикла/мопеда/велосипеда (особенности применения водителем электросамоката ПДД – это тема отдельной статьи);
2. техника управления – это навык использования органов управления транспортного средства, включая знание и понимание законов физики, действующих на него. Как ни парадоксально это звучит, но единственное отличие техники управления электросамокатом от мотоцикла – это возможность поворачивать без крутящего воздействия на руль. Тут необходимо пояснить, что поворот любого двухосевого двухколесного транспортного средства производится преимущественно за счет его наклона относительно своей оси. Если оно само по себе легче водителя (велосипеды и электросамокаты), то водитель может его наклонить, просто толкнув от себя. В свою очередь, если транспортное средство тяжелее водителя, то наклонить его можно исключительно воздействуя на руль, применив контрруление. На этом различия заканчиваются. Все остальные базовые навыки управления, такие как направление взгляда, контрруление, техника экстренного торможения, езда на малых скоростях, одинаковы как для водителя мотоцикла, так и электросамоката.
Таким образом, навыки управления электросамокатом по существу ничем не отличаются от навыков управления другими двухосными двухколесными ТС. Более того, ввиду расположения у большинства моделей рулевой колонки под углом 90 градусов относительно дороги неправильное применение навыков торможения может привести к опрокидыванию водителя головой вперед за счет инерции. Водители мотоциклов, мопедов и велосипедов такому риску подвержены меньше, т.к. рулевая колонка на последних располагается под острым углом, за счет чего часть инерции гасится корпусом транспортного средства.
Подводя итоги, можно сказать, что распространившиеся в медийном пространстве утверждения о том, что водители электросамокатов являются пешеходами, ошибочны и не отражают правовых реалий. Существующие ПДД в зависимости от технических характеристик относят электросамокаты к велосипедам, мопедам или мотоциклам. И такое разграничение представляется разумным и обоснованным, ибо главное в дорожном движении – это безопасность всех его участников.
Илья Богданов
Юрист Бюро адвокатов “Де-юре”