60 лет назад автомобильной общественности было представлено купе Volvo P1800. Это была самая красивая модель за всю историю марки.
Впервые я увидел ее на фестивале «Автоэкзотика» в Москве. Наши фанаты вернули к жизни попавший к ним в руки экземпляр, идеально его отреставрировав. А следующая встреча состоялась уже в музее Volvo в Гетеборге. Странное дело: я проехал Швецию от Стокгольма до Мальме, однако нигде мне не попался на дороге P1800. Но должен же он был сохраниться не только в музее…
Бытует мнение, что Volvo - это автомобили для пенсионеров. Причина, якобы, кроется в их скучновато-пресноватом дизайне. Ну, в общем, некоторая консервативность, сдержанность, конечно, присутствовали, что вполне соответствует характеру скандинавов. Но разве солидность и добротность - это порок? И вообще, кто сказал, что шведы не могут сделать автомобиль-фейерверк, автомобиль-праздник, автомобиль-бомбу, наконец?!
"Бомба" рванула в 1960 году на Брюссельском автосалоне. Это было купе Volvo P1800, созданное замечательным дизайнером Хельмером Петерсеном. Заказов было собрано столько, что людям приходилось вставать в очередь и ждать свою машину около полутора лет!
Автомобиль получился исключительно красивым и гармоничным: габариты (длина, ширина, высота, колесная база - 4350-4400,1700, 1280-1285, 2450 мм), пропорции, силуэт "совпали" просто идеально. Да и динамика была для своего времени на высоте. Модернизированный V8 объёмом 1800 куб. см., позаимствованный у грузовиков Volvo, выдавал 100 л.с. В 1966 году ему добавили 15 сил, а в 1969-м заменили на новый 2,0-литровый 118-сильный. КПП предлагалась двух видов - 4-ступенчатая "механика" или 3-диапазонный "автомат" Borg-Warner 35. Максималка составляла 190 км/ч, разгон до сотни - 9,5 секунды.
Из-за нехватки мощностей Р1800 выпускался с 1961 года на заводе компании Jensen в Англии. Здесь производилась сборка, а кузова поступали с предприятия Pressed Steel (по другим данным – с завода Linwood в Шотландии). Шведов, однако, не совсем устраивало качество и в 1963 году сборку перевели на заводы в Гётеборге и Лунбю. Модель получила обозначение P1800 S.
Полностью выпуск в Швеции был организован только в 1969 году - на заводе в Улофстреме. Тогда же автомобилю был присвоен индекс 1800 E. С 1961 по 1974 года было выпущено около 39 500 купе и более 8000 универсалов (с 1972 года). Качество было фантастически высоким: пробег выпущенной в 1966 году машины в 2013-м перевалил за 4,8 млн. километров (за это время родной мотор перенес два капремонта, но остался в строю)!!!
Пять Volvo P1800 было специально построено для сериала "Святой", где сыграл Роджер Мур. Причем, первую машину передали съёмочной группе в 1962 году - завидное начало карьеры, которым может похвастать далеко не каждая модель.
Фото автора и yandex.ru