Найти тему
Pro Auto

Аккумуляторы электромобилей. Срок службы. Мифы и реальность.

Электромобилями на улице в наше время уже никого не удивишь. Однако, многие автолюбители заблуждаются благодаря огромному количеству слухов и мифов, которые в основном, связаны с надежностью силовых батарей электромобилей. А именно сроком их эксплуатации.

Согласно последним исследованиям, резкого падения производительности батарей не происходит в подавляющем большинстве случаев. Это доступно изложено в отчете Teslanomics. Отчет показывает, что КПД батарей Tesla через год составляет от 98 до 97,4% (после 100 000 км пробега). После 200 000 это 97,1% от емкости. После 300 000 км он падает до 96,8% своей первоначальной емкости.

-2

Следовательно, опасения по поводу резкого снижения емкости с увеличением пробега совершенно необоснованны. Да, емкость батарей уменьшается, однако при нормальной эксплуатации это уменьшение очень незначительное. Эти два или три процента мощности – это примерно столько же, сколько мы теряем при менее бережном обращении с двигателем внутреннего сгорания.

Особое внимание стоит обратить на пробег, при котором измерялось снижение емкости силовых батарей. Он достигал 300 000 километров, т.е. значения, при котором многие из автомобилей с традиционным приводом уже считаются изношенными. Чаще всего автомобиль меняют задолго до наступления такого пробега.

Секрет долголетия тяговых батарей

В чем секрет долговечности силовых батарей, используемых в электрических и гибридных автомобилях? 

Прежде всего, элементы, используемые в решениях такого типа, немного отличаются от батарей, используемых в электронике, например в смартфонах. Для производства тяговых батарей используются элементы с гораздо меньшей чувствительностью к многократным зарядам и разрядам – ​​в основном их срок службы предусмотрен для тысяч таких циклов без заметной потери емкости.

Второе, что нужно иметь в виду – это то, что силовые аккумуляторные батареи способны достигать такой долговечности благодаря тому, что они работают в оптимальных для себя условиях (чего нельзя сказать, например, об аккумуляторах в смартфонах, которые мы используем летом и зимой). Они не перегружены, а их рабочая температура поддерживается в оптимальном диапазоне.

Блок управления батареи электромобиля
Блок управления батареи электромобиля

Почему так происходит? Система управления батареями (BMS), обычно обеспечивает оптимальные условия работы тяговых батарей. Основываясь на информации из сенсорной сети, расположенной в модуле батареи, она гарантирует, что аккумуляторы не разряжаются ниже определенного уровня, и что они не перегружены. BMS также гарантирует, что батареи не перегреются во время быстрой зарядки (контроллер ограничивает поток тока) или во время быстрой езды, когда вступает в действие система охлаждения. 

Аналогичные действия также происходят при работе при низких температурах (ниже безопасных значений для определенного типа батарей) – батареи подогреваются. Для этого используется множество разнообразных решений. Будь то воздушное или жидкостное охлаждение или электрический подогрев.

Вторая жизнь батарей электромобилей

Что делать с использованным силовым аккумулятором электромобиля или гибрида? 

Изношенным считается аккумулятор, емкость которого уменьшилась примерно на 30%, что означает уменьшение пробега, например, с 500 до 350 км. Здесь все довольно просто, эти аккумуляторы по-прежнему способны накапливать энергию, но просто их емкость уменьшилась, так что пользователю такого автомобиля это будет приносить неудобства.

Старые силовые батареи применяют в зеленой энергетике
Старые силовые батареи применяют в зеленой энергетике

Силовые батареи, которые больше не используются в автомобилях, часто используются для дальнейшего накопления энергии (их емкость составляет около 70%). Их используют например, для хранения электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников – на солнечных или ветровых электростанциях.

Аккумуляторы электромобилей это ценное сырье

Еще одна проблема, поставленная противниками электромобилей – это проблема хранения и восстановления сырья из использованных аккумуляторов. Здесь ответ вытекает из простого экономического расчета. Использованные батареи не будут отправляться на свалки, потому что это не выгодно.

Содержащиеся в них металлы, в частности никель, литий и кобальт, являются слишком ценным сырьем, и их цены все еще растут на фоне растущего спроса. Килограмм кобальта сегодня стоит около 80 долларов, цена никеля – около 10 долларов за килограмм. Силовая батарея электромобиля содержит не менее нескольких килограммов кобальта и несколько десятков килограммов никеля. Именно поэтому все аккумуляторы будут переработаны на 100%. С традиционными свинцово-кислотными батареями это происходит в течение многих лет.

Toyota Prius, первый серийный гибридный автомобиль
Toyota Prius, первый серийный гибридный автомобиль

Как вы видите, автомобильная силовая батарея имеет довольно долгий и интенсивный срок службы, который выходит далеко за рамки предположений тех, кто ведет дискуссии относительно их быстрого износа.

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:

Авто
268,3 тыс интересуются