Электромобилями на улице в наше время уже никого не удивишь. Однако, многие автолюбители заблуждаются благодаря огромному количеству слухов и мифов, которые в основном, связаны с надежностью силовых батарей электромобилей. А именно сроком их эксплуатации.
Согласно последним исследованиям, резкого падения производительности батарей не происходит в подавляющем большинстве случаев. Это доступно изложено в отчете Teslanomics. Отчет показывает, что КПД батарей Tesla через год составляет от 98 до 97,4% (после 100 000 км пробега). После 200 000 это 97,1% от емкости. После 300 000 км он падает до 96,8% своей первоначальной емкости.
Следовательно, опасения по поводу резкого снижения емкости с увеличением пробега совершенно необоснованны. Да, емкость батарей уменьшается, однако при нормальной эксплуатации это уменьшение очень незначительное. Эти два или три процента мощности – это примерно столько же, сколько мы теряем при менее бережном обращении с двигателем внутреннего сгорания.
Особое внимание стоит обратить на пробег, при котором измерялось снижение емкости силовых батарей. Он достигал 300 000 километров, т.е. значения, при котором многие из автомобилей с традиционным приводом уже считаются изношенными. Чаще всего автомобиль меняют задолго до наступления такого пробега.
Секрет долголетия тяговых батарей
В чем секрет долговечности силовых батарей, используемых в электрических и гибридных автомобилях?
Прежде всего, элементы, используемые в решениях такого типа, немного отличаются от батарей, используемых в электронике, например в смартфонах. Для производства тяговых батарей используются элементы с гораздо меньшей чувствительностью к многократным зарядам и разрядам – в основном их срок службы предусмотрен для тысяч таких циклов без заметной потери емкости.
Второе, что нужно иметь в виду – это то, что силовые аккумуляторные батареи способны достигать такой долговечности благодаря тому, что они работают в оптимальных для себя условиях (чего нельзя сказать, например, об аккумуляторах в смартфонах, которые мы используем летом и зимой). Они не перегружены, а их рабочая температура поддерживается в оптимальном диапазоне.
Почему так происходит? Система управления батареями (BMS), обычно обеспечивает оптимальные условия работы тяговых батарей. Основываясь на информации из сенсорной сети, расположенной в модуле батареи, она гарантирует, что аккумуляторы не разряжаются ниже определенного уровня, и что они не перегружены. BMS также гарантирует, что батареи не перегреются во время быстрой зарядки (контроллер ограничивает поток тока) или во время быстрой езды, когда вступает в действие система охлаждения.
Аналогичные действия также происходят при работе при низких температурах (ниже безопасных значений для определенного типа батарей) – батареи подогреваются. Для этого используется множество разнообразных решений. Будь то воздушное или жидкостное охлаждение или электрический подогрев.
Вторая жизнь батарей электромобилей
Что делать с использованным силовым аккумулятором электромобиля или гибрида?
Изношенным считается аккумулятор, емкость которого уменьшилась примерно на 30%, что означает уменьшение пробега, например, с 500 до 350 км. Здесь все довольно просто, эти аккумуляторы по-прежнему способны накапливать энергию, но просто их емкость уменьшилась, так что пользователю такого автомобиля это будет приносить неудобства.
Силовые батареи, которые больше не используются в автомобилях, часто используются для дальнейшего накопления энергии (их емкость составляет около 70%). Их используют например, для хранения электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников – на солнечных или ветровых электростанциях.
Аккумуляторы электромобилей это ценное сырье
Еще одна проблема, поставленная противниками электромобилей – это проблема хранения и восстановления сырья из использованных аккумуляторов. Здесь ответ вытекает из простого экономического расчета. Использованные батареи не будут отправляться на свалки, потому что это не выгодно.
Содержащиеся в них металлы, в частности никель, литий и кобальт, являются слишком ценным сырьем, и их цены все еще растут на фоне растущего спроса. Килограмм кобальта сегодня стоит около 80 долларов, цена никеля – около 10 долларов за килограмм. Силовая батарея электромобиля содержит не менее нескольких килограммов кобальта и несколько десятков килограммов никеля. Именно поэтому все аккумуляторы будут переработаны на 100%. С традиционными свинцово-кислотными батареями это происходит в течение многих лет.
Как вы видите, автомобильная силовая батарея имеет довольно долгий и интенсивный срок службы, который выходит далеко за рамки предположений тех, кто ведет дискуссии относительно их быстрого износа.
ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ: