Эту ласточку под именем ВАЗ 2101 запустили в мае 1972 года,базой модели послужил итальянский жеребец Fiat 124, который подвергся изучению советскими конструкторами ещё в 1966 году, благодаря переговорам нашего Внешторга и соответственно Fiat. Но автомобиль отнюдь не был точной копией Fiat124, поскольку нашим советским конструкторам многое не понравилось в авто. Серьезным изменениям подверглась подвеска-переднюю усилили,а заднюю полностью поменяли на реактивную с пятью реактивными штангами. Задние тормоза представляли собой барабанные механизмы, передние остались дисковые. Также было доработано и усиленно сцепление, изменена конструкция КПП.
Также сиденья получили возможность складываться и трансформироваться в спальные места, чего не было в версии Fiat. А самое интересное, что в отечественном авто установили наружное зеркало заднего вида......и как итальянцы только ездили?:)
Всего по словам наших конструкторов Fiat подвергся порядка 800 изменениям и модель получила название Fiat 124R и именно в этой модификации уже пошла производиться на Волжском автозаводе под именем ВАЗ 2101. Модель имела модификации ВАЗ 2102-универсал и ВАЗ 2103-седан, немного изменённая внешне и внутри по салону модель.
Базовый двигатель имел мощность 64 л.с., что позволяло развивать авто скорость 145 км/ч и разгоняться до 100км/с за 18 секунд, что было довольно хорошими динамичными показателями для того времени. Интересен был факт,что данная модель была востребована и за границей, в частности Кубой закупались большие партии различных модификаций данного авто. Также производились и авто с правосторонним расположением руля. Соответственно копейка была востребована и для государственных служб, особенно авто получил популярность в милиции.
Модификации копейки были сняты с производства в 1988 году, а всего было произведено порядка 4,85млн. автомобилей.