Беседа - любая, включая публичную (деловую, светскую), - включает три главных этапа. Как всякое событие (а беседа - это речевое событие), она НАЧИНАЕТСЯ (начало = вход в контакт); ПРОДОЛЖАЕТСЯ (основное "тело" беседы, в котором, как бабочка, выходя из куколки, развертывается ее содержание) и КОНЧАЕТСЯ (конец = выход из контакта).
ВЗГЛЯД, ЕГО ХАРАКТЕР И НАПРАВЛЕНИЕ, ОСОБЕННО ВАЖЕН для успеха. Пожалуй, не стоит преуменьшать его значимость: конечно, он не важнее речи, но именно взгляд определяет, насколько внимательно вас будут слушать; насколько гармонично будут переключаться роли говорящего и слушающего (обмен репликами), каково будет общее впечатление от разговора - успешен он или нет, состоялось ли вообще то, что планировалось.
Обратим внимание сперва на ХАРАКТЕР взгляда, определяющий вместе с движениями мышц лба ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА наряду с положением окологубных мышц и губ. От чего он зависит?
Итак, контролируем (у себя) и анализируем (у партнера) две ключевые зоны: лобно-глазничную и окологубную. Сейчас речь о взгляде, так что на нем и сосредоточимся.
Женщина задумчива (взгляд "вдаль", см. фото выше), творческая, с воображением, эмоциональная, волевая, но в общении сейчас не участвует.
О чем она думает?? О своем, далеком от нас.
Это взгляд жесткого, даже жестокого человека. Посмотрите: сейчас он недоволен и опасен: между бровями и над ними складки лба, хотя и не слишком заметные. Глаза сфокусированы, зрачки сужены: так смотрят на жертву. Боюсь, что жертва в эту минуту - партнер по беседе.
Зрачки расширены, веки раскрыты, взгляд остановившийся: не просто страх, но даже ужас. Человек застигнут врасплох и сильно напуган.
Мало приятный партнер для беседы: брови нахмурены, между ними напряженная складка (недовольство), а кроме того, как козырек, брови еще и "надвинуты" на глаза, веки прищурены (обратите внимание на складки вокруг глаз), зрачки сужены и сфокусированы на партнере: ох, ему не поздоровится! Этот собеседник, возможно, не столько сердится, сколько силится понять собеседника, не успевает за мыслью. Мимика агрессии часто возникает при обычном непонимании!
Этот партнер "поджал" нижние веки, тоже слегка прикрыв (сузив) этим раствор глаз: значит, он не слишком расположен к открытому общению, себе на уме, недоверчив и даже, возможно, играет с партнеромю
ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: сужая раствор век, партнер как бы "зашторивает" глаза, не желая общения или открытости!
Проанализируйте сами выражение лица человека на фото выше и ниже. Что скажете?
Обманывает вас партнер на фото выше? Очень возможно. Похоже, скрывает усмешку. Так или иначе, он очень хорошо умеет контролировать выражение лица и взгляд. Слишком хорошо!
И наконец, о НАПРАВЛЕНИИ взгляда, продуктивном для беседы.
Техника такая.
Начало: смотрим в глаза (должен состояться зрительный контакт - глаза партнеров встречаются).
Середина беседы: говорящий отводит взгляд, слушающий смотрит прямо ему в лицо (знак внимания). Переключение реплик (говорящий становится слушающим): говорящий делает паузу и смотрит в глаза слушающему (зрительный контакт); происходит изменение направления взгляда со сменой ролей (говорящий становится слушающим). Это, конечно, в обычной ситуации.
Вообще направление взгляда - сильнейший фактор доминирования. Вспомните свои жизненные наблюдения и сделайте выводы сами! Здесь мы мало отличаемся от других социальных млекопитающих, скажем, волков или собак.
Конец беседы: зрительный контакт (глаза партнеров встречаются).
Заметьте: эти фото иллюстрируют цивилизованное и продуктивное общение в деловой ситуации. Как вы думаете, почему можно это утверждать уверенно?
Теперь вы многое знаете.
Еще о технике речевого поведения в публичном общении:
КАК ВСЕМУ НАУЧИТСЯ см.:
Мои видеокурсы по этой и близким проблемам доступны на сайте: https://lifecon.ru/courses/, а много моих неожиданных и интересных роликов по речи, речевому поведению, риторике и речевому дизайну - на канале https://m.youtube.com/channel/UCYWw-7pS5b7aYlmVq5hkSQw/videos
Благодарю за внимание и жду лайк! Подписывайтесь на канал - это стОящие и настоЯщие советы о языке и речи; это и множество материалов - интересных, а главное, достоверных: научных, практических и просто забавных.