Русская пословица рассказывает: «ум позволяет решить проблему, а хитрость обойти». Слова правильные, только обход проблемы – свойство ума: «умный в гору не пойдет». Святой Серафим Саровский говорит: «Предел добродетели и мудрости есть бесхитростное действование с разумом». Получается хитрость не входит в ранг добродетелей. Так ли это.
Хитрость, как лукавство
В Священном Писании хитрость осуждается, становится синонимом лукавства и изворотливости. «Змей был хитрее всех зверей полевых» (Быт.3:1).
Есть предупреждение верным, чтобы «не были младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4:14). «Чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2Кор.11:3)
Хитрость, как мудрость
Только хитрость — явление неоднозначное и бывает сложно найти границу между мудростью и хитростью. Так, во время гонений едесский епископ избавил нерукотворный образ Христа от поругания, когда замуровал нишу над городскими вратами, где тот хранился.
Священник Павел Флоренский тайно подменил главу преподобного Сергия Радонежского головой неизвестного усопшего, чем уберег святыню от осквернения и изъятия богоборческой властью.
Хитрость или простота
Преподобный Ефрем Сирин советует: «Для принятия заповедей Божиих имей простоту, а для отражения козней противника — хитрость. Умно отдаляйся от вредных встреч, чтобы прекрасно покоился (твой) внутренний человек».
Известна еще военная хитрость. И в войне против своих грехов и страстей ее применять можно. Батюшка Серафим призывает к пределам добродетели, когда хитрость уже не нужна:
Когда «ум внимательного человека — поставленный страж или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы».