В 1932 году группа инженеров КБ Ижорского завода, возглавляемая Н. Я. Обуховым, разработала проект плавающего бронеавтомобиля БАД-2, использовав в качестве базы шасси трехосного грузовика «Форд-Тимкен»
Плавающий бронеавтомобиль БАД-2
В 1931 году на Ижорском заводе на шасси двухосного полуторатонного грузовика «Форд-АА» был изготовлен опытный двухбашенный бронеавтомобиль БАД-1 (бронеавтомобиль-дрезина). Для езды по железной дороге обычные колеса с пневматиками заменялись металлическими колесами с ребордами, которые не позволяли машине сойти с рельсов. Сзади на бортах имелись два крюка, которые предназначались для набрасывания на шпалы с целью разрушения железнодорожного пути.
Подвижность опытной машине обеспечивал четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Форд», развивавший мощность 29,4 кВт (40 л. с.). Взаимодействуя с трансмиссией, которая состояла из однодискового сцепления сухого трения, четырехступенчатой коробки передач и заднего ведущего моста с коническим дифференциалом, он позволял бронемашине БАД-1 двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью около 70 км/ч, а по железнодорожной колее — со скоростью до 80 км/ч. В двухосной заднеприводной (4×2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пневматическими шинами, оборудованные тормозами колодочного типа.
В 1932 году группа инженеров КБ Ижорского завода, возглавляемая Н. Я. Обуховым, разработала проект плавающего бронеавтомобиля БАД-2, использовав в качестве базы шасси трехосного грузовика «Форд-Тимкен». Показанный на первомайском параде 1933 года в Ленинграде, этот броневик произвел на зрителей сильное впечатление до той поры никто не видел колесную боевую машину, переплывавшую такую широкую реку, как Нева.
Бронеавтомобиль был построен по компоновочной схеме с передним расположением двигателя, передними управляющими колесами и двумя ведущими задними мостами. Машина имела полностью закрытый лодкообразный корпус, который сваривался из листов катаной стали толщиной 6 мм. Бортовые бронелисты, устанавливались вертикально, бронировка верхней части корпуса имела рациональные углы наклона. Посередине корпуса находилось отделение управления, слева в котором сидел водитель, а справа от него — командир машины, совмещавший функции пулеметчика и радиста перед ним в сильно наклоненном лобовом листе корпуса был смонтирован 7,62-мм пулемет ДТ в шаровой установке, кроме того, командир должен был поддерживать радиосвязь с помощью радиостанции 71-ТК-1.
На крыше боевого отделения, уровень которой был ниже уровня крыши отделения управления, была установлена шестигранная коническая башня кругового вращения, вооруженная 37-мм пушкой, боекомплект к которой насчитывал 60 выстрелов. На корме машины за подбашенной коробкой находилась башня меньшего размера с 7,62-мм пулеметом ДТ Боекомппект к двум пулеметам состоял из 3000 патронов.
Подвижность бронемашине обеспечивал четырехцилиндровый карбюраторный рядный двигатель жидкостного охлаждения «Форд», развивавший мощность 29,4 кВт (40 л. с.). По дороге с твердым покрытием БАД-2 двигался с максимальной скоростью 70 км/ч. В трехосной неполноприводной (6×4) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах применялись односкатные колеса с пневматическими шинами. Повысить проходимость по мягкому грунту позволяли металлические вездеходные гусеницы типа «оверолк», которые надевались на колеса задних ведущих осей. Для езды по рельсам обычные колеса заменялись железнодорожными бандажами, при этом скорость движения составляла 90 км/ч. Движение на плаву со скоростью 6 км/ч обеспечивал гребной винт, укрепленный на конце вала червячной передачи заднего моста, а маневрирование производилось путем поворота передних колес. Для откачивания воды, попадающей в корпус при преодолении водной преграды, применялся трюмный насос.
В качестве штатного оборудования БАД-2 оснащался фарами для движения в темное время суток и аппаратурой для постановки дымовой завесы. Бронеавтомобиль-дрезина, способный к тому же плавать, не мог не вызвать интерес у военных, но они потребовали усилить броню и вооружение, а самое главное — повысить надежность машины. К сожалению, конструкторам не удалось учесть все требования, сохранив при этом боевые свойства машины.
«Звездный час» БАД-2 (и БАД-1 тоже) наступил в 1933 году, когда на параде в честь 1 мая они прошли по улицам города, однако на этом карьера «броне-авто-водо-машины» закончилась. Слишком «разносторонний» агрегат просто не мог работать без сбоев, однако военные были готовы простить даже поломки, если бы БАД-2 была хоть немного лучше бронирована. К сожалению перспективную идею так и не довели до ума, и проект был закрыт.
Тактико-технические характеристики плавающего бронеавтомобиля БАД-2
Боевая масса, т: 7,11;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина – 6488, ширина – 2196, высота – 2107, дорожный просвет – 240;
Бронирование, мм: корпус – 6, башня – 6;
Вооружение: 37 – мм пушка, два 7,62-мм пулемета ДТ;
Боекомплект: 60 выстрелов, 3000 патронов;
Двигатель: «Форде», 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения, мощность 29,4 кВт;
Удельная мощность, кВт/т: 4,14;
Максимальная скорость, км/ч: по шоссе – 70, на плаву – 6, по ж/д колее – 90.